Тема 1.
Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и выполняла тогда премущественно утилитарную роль: напев исходил из ритма трудовых движений, облегчал и способствовал более производительному труду: ритм служил объединению людей в едином процессе. Музыка закрепляла и развивала функцию звукового общения, связанную с человеческой речью. (Борев Ю. Раздел «Музыка» с.290)
Музыкальное искусство создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Откуда же берутся это звуки? «Точно так же, как живописец подражает формам и краскам природы, - писал Ж.Б.Дюбо, - так и музыкант подражает звукам, интонациям, вздохам, модуляциям голоса, словом всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти» /См.:Гроссе Э. Происхождение искусства. М., 1899, с.260/.
Г.Спенсер также утверждал, что источник музыки – интонации страстно возбужденной речи. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотными лет. Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены. Это-то накладывает печать на особенности музыки, которая говорит с людьми на «непосредвстенном языке души», волнует человека, вызывает у него чувства радости, печали, скорби, бесконечное многообразие эмоций и их оттенков. Музыкальный образ весь соткан из человеческих чувств
Само понятие «музыка» от греч. «муза» -вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов ( звуков определенной высоты). Выражая мысли и чувства, эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей и воздействует на их психику.
В ряде отношений музыка аналогична речи, речевой интонации, где внутренне состояние человека и его отношение к миру выражаются с помощью изменения высоты и других характеристик звучания голоса.
Музыка реально существует и функционирует в живом звучании, в исполнении. Содержание музыки составляют художественно-интонационные образы,отражающие эмоциональное состояние, а также и мысли в обобщенном виде,относящиеся к стороне социально-психологических явления. Музыка способна отражать жизнь на уровне философских обобщений. Музыке доступно содержание различного рода: эпическое, драматическое и героическое, и юмористическое.
В ряде отношений музыка аналогична речи, речевой интонации, где внутренне состояние человека и его отношение к миру выражаются с помощью изменения высоты и других характеристик звучания голоса.
Музыка реально существует и функционирует в живом звучании, в исполнении. Содержание музыки составляют художественно-интонационные образы,отражающие эмоциональное состояние, а также и мысли в обобщенном виде,относящиеся к стороне социально-психологических явления. Музыка способна отражать жизнь на уровне философских обобщений. Музыке доступно содержание различного рода: эпическое, драматическое и героическое, и юмористическое
Музыка включает в себя звукоподражание. Есть в ней и изобразительные моменты, но не они составляют ее специфическую черту. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точные понятия, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает события. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей.
Музыка по своей природе динамична. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний. Она – «поэзия Звука».
Музыкальная деятельность человека подразделяется на 3 основные разновидности:
творчество
исполнительство
восприятие
Им соответствуют 3 этапа существования музыкального произведения:
- создание
воспроизведение
слушание
На всех этапах существования музыкальная деятельность носит творческий характер.
Автор создает, исполнитель активно воссоздает и пересоздает ее, слушатель же более или менее активно воспринимает.
Исследователи определяют музыкальную культуру также как «совокупность всех форм музыкальной деятельности, порождающей музыкальное искусство и многообразии его видов и форм, а также учреждений, руководящих этим процессом и обслуживающих его как с точки зрения подготовки деятелей музыкальной культуры (художественные вузы, училища, школы, студии и т.д.) так и с точки зрения обеспечения социального функционирования искусства (музеи, кинотеатр, концертные залы и т.д.). Тем самым, автор рассматривает музыкальную культуру в двух системах: 1) система учреждений, обеспечивающих условия производства, управления, распределения, распространение и потребление художественной культуры; 2) систему искусства и его произведений. Если же рассматривать социальное функционирование художественной культуры, то три существенных процесса: производство, распределение, потребление художественных ценностей, затрагивают обе системы художественной культуры и учреждения искусства.
В системе художественной культуры особое место занимает музыка как самый эмоциональный и один из наиболее массовых видов искусств. Сам процесс восприятия музыкального произведения, является весьма мощным фактором воздействия на умы и сердца людей. Музыкальное восприятие непосредственно связано с музыкальным досугом, который в свою очередь имеет существенное различие в зависимости от канала восприятия музыки.
Таким образом, каждый исторический тип музыкальной культуры характеризуется не только своеобразием музыкального наследия, но и спецификой его бытования и потребления.
Музыка выделяется среди всех искусств наибольшей способностью объединять людей вокруг себя, сплачивать их. Общеизвестны примеры ее активного участия с древнейших времен в коллективных трудовых процессах, во всевозможных событиях общественной жизни (различные ритуалы, сборища, торжества, воинские походы и сражения, позднее также политические демонстрации) в качестве не только эмоционального возбудителя людей, но и мощной сплачивающей силы.
Проявлению музыкой ее объединяющих возможностей способствуют, помимо ее принадлежности к звучащим искусствам, еще некоторые обстоятельства. Во-первых, она (в своих элементарных формах) доступна для исполнения и восприятия любым человеком и поэтому легко воспроизводится и исполняется в массовом быту. Языком музыки (простейшими формами) ребенок овладевает в самом раннем возрасте, обычно еще до того, как начинает говорить.
Во-вторых, в самой природе лежит ритмическая упорядоченность звуков, чем обусловлена ее исключительная способность ритмизации действий человека и коллектива.
В третьих, язык музыки, обладая национальными отличиями, в тоже время универсален если не во всемирном масштабе, то во всяком случае, в широких границах крупных этнических и культурных регионах, охватывающих многие нации.
Если исходить из того, что культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура – это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. [22, с.195]
Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира.
Следовательно, музыкальная культура – это музыка вместе с ее ближайшим социальным контекстом, со всей совокупностью форм музицирования (Б. Астафьев)
Музыкальная культура общества – есть единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, в которую входят:
Музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе.
Все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей.
Все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех.
Все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.
В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системе более высоких уровней:
художественной культуре общества; духовной культуре общества;
культуры в целом.
Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляет музыкальные образцы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.). Но все они, для того, что бы функционировать в обществе, должны быть «овеществлены» в различных формах фиксации как самой музыки (ноты, звукозапись), так и отношение к ней, ее отражение и осмысление (устные и письменные высказывания о музыке, «музыкальное поведение» людей). К материальным носителям этой культуры также принадлежат:
музыкальные инструменты; всевозможные технические средства распространения музыки; помещения, в которых она исполняется и тому подобное…
Что касается современной музыкальной культуры развитых стран, то она включает в себя очень многое, в том числе и ценности, накопленные во многих странах на протяжении веков и тысячелетий. В ней уже невозможно вычленить прошлое и настоящее, национальное и общее.
В современной музыкальной культуре, как и в сфере культуры вообще, занято много людей, а это в свою очередь естественное следствие цивилизации. Чем более развита страна, тем больше людей в ней занимается искусствами и науками.
Развитая музыкальная культура помимо интенсивной концертно-театральной жизни и музицирования предполагает существование музыкальных издательств и библиотек; фирм грамзаписи, магазинов, торгующих CD и кассетами.
Границы музыкального искусства достаточно широки. Это музыка – 1) бытовая (песни, танцы, марши, гимны), музыка отдыха и фона, спортивная и трудовая, 2) концертная (симфонии, оратории, кантаты, пьесы для отдельных инструментов оркестра, голоса и хора, 3) музыка сценическая (опера, оперетта, балет, музыка в дараматических спектаклях), 4) кино-теле-радиомузыка
Музыка – творчество композитора, исполнителя и слушателя в неразрывном единстве.
В развитой музыкальной культуре творчество разделяют:
- по типу содержания лирическая,
драматическая,
юмористическая,
героическая и др.
- по исполнительскому назначению вокальная,
инструментальная,
сольная, оркестровая,
ансамблевая, хоровая
- по синтезу с другими искусствами театральная,
танцевальная,
инструментальная и др.
- по жизненным функциям военная, сигнальная,
развлекательная,
церковная
Следует выделять среди зрелищной музыки – опера, балет, оперетта и т.д.
Среди концертной музыки - оратория, кантата, романс, симфония, сюита, концерт, сината и т.д.
Среди обрядовой – песнопения, хорал, реквием, месса и др.
Исполнительство как вид музыкальной деятельности делится на вокальное и инструментальное:
по инструментам и по составам ансамблей;
по отдельным жанрам: песенное, оперное, балетное и т.д.
Музыка выпоолняет функции: соприкасаюсь с различными видами человеческой деятельности:
трудовых процессах (обряды)
познавательную и оценочную
духовно-преобразовательную
коммуникативную
Особенно велика общественная роль музыки как средства духовного воспитания, формирования убеждений, идеалов, вкусов: в развитии эмоциональной отзывчивости, чуткости, доброты, чувства прекрасного.
Музыкальное искусство существует столько сколько существует общество. Слушатель же появился сравнительно недавно.
В народной музыке – все присутствующие – создатели и исполнители.
С появлением профессионального музыкального искусства, слушатель обретает самостоятельность и занчимость. Проблема воспитания слушателей остро встает в ХУШ-Х1Х веке.
Условием восприятия музыки служит предварительное знакомство ( в общем виде) с соответствующим музыкальным языком и усвоение логики музыкального мышления в данном стиле.
Дополнительными стадиями восприятия музыкального произведения являются формирующиеся у слушателя:
установки на восприятие
последующее осмысление услышанного (воспроизведение в памяти)
Способность слушателя осмысленно воспринимать то или иное музыкальное произведение, содержание его восприятия и оценка зависят как от произведения, так и от слушателя, тсоотношения духовных интересов, эстетических идеалов, степени художественного развития, музыкального опыта и внутренних качеств призведения.
В свою очередь, потребности, идеалы и т.д. слушателя сформированы социальной средой.
Музыка вызывает переживания –
– состояние – ситуативная фрма реакции на музыку
– настроение – первая форма осознанного переживания
– эмоции – осознанное переживание с оценкой настроения
– чувство – самая сложная форма переживания возникающая при смене настроений и эмоций
Восприятие музыки – сложный многоуровневый процесс, включающий:
физическое слышание музыки;
понимание, переживание и оценку
Три основные вида музыкальной деятельности тесно связаны между собой. Они образуют содержание понятия « музыкальная культура». Музыкальная культура включает в себя:
- творчество
исполнительство
распространение
восприятие
пропаганда
научное исследование музыки
подготовка кадров
издательская деятельность
организованное руководство и др.
В силу своей распространенности, активности, «всепроникакемости» и долговечности музыка оказывается связанной с наиболее массовыми формами культуры. Из массовости бытования и воздействия музыки следует также признание ее важности в современной культуре. Здесь она выступает как весьма действенное средство приобщения личности к духовным ценностям, к нормам и идеалам современного общества, где музыка стала, пожалуй, самым характерным и активным элементом массовой культуры. В этих условиях она превратилась в средство не только организации действий коллектива, но и воздействие на сознание и поступки многих миллионов людей.
Музыка обобщенно выражает «дух» своего времени, его ритм, эмоциональный тонус, с недоступной другим видам искусства непосредственностью и силой воздействия передает мироощущение различных социальных групп или общества в целом. Давно обратило на себя внимание также исключительное многообразие социальных функций музыки: от символического воплощения наиболее значительных для общества абстрактных понятий (политических, религиозных, нравственных и т. д.) до участия в самых конкретных практических ситуациях и действиях.
Однако лишь немногие исследователи выделили и по достоинству оценили то обстоятельство, что любые из этих функций осуществляются не в случайных и всякий раз заново рождающихся, а в определенных устойчивых формах музыкальной деятельности, на базе тех или иных социальных институтов. Иначе говоря – в рамках музыкальной жизни общества, представляющей собой не что иное, как реальное функционирование в данный момент в конкретно-исторических условиях, его музыкальной культуры.
По причине своей духовно-материальной природе музыкальная культура является объектом воздействия и управления со стороны определенных структур. Управление как один из «блоков» музыкальной культуры (на ряду с творчеством, исполнительством, распространением и восприятием) особо отмечает А.Н. Сохор: «Управление – «блок», включающий государственные и общественные учреждения и организации, которые должны направлять и координировать деятельность остальных «блоков», частично прогнозировать и планировать ее, способствовать максимальному выполнению музыкальной культурой ее социальных функций во взаимодействии с другими областями духовной культуры общества. Управление (в виде руководства из вне или самоуправление) необходимо для нормального функционирования музыкальной культуры любого типа (как и всякой системы вообще) 24, с. 46-47.
Таким образом, развитие музыкальной культуры не представляется возможным без осуществления целого комплекса управленческих задач, решение которых требует подготовки квалифицированных кадров в соответствии с современными социально-культурными условиями.
Социальное функционирование музыкального искусства, как мы видим, обеспечивается целостной инфраструктурой, включающей в себя значительное количество учреждений и организаций, продюсерских центров и концертных агенств, студий звукозаписи и музыкальных магазинов, концертных залов и фестивальных структур. Важнейшее место в структуре современной музыкальной культуры занимают концертные организации, обеспечивающие все виды и формы музыкально-концертной практики. Вместе с тем, функционирование этих социальных институтов требует определенных видов профессиональной деятельности.
Музыкальное воспитание – процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Система музыкального воспитания складывается из комплекса форм и методов общей и специальной музыкальной педагогики, направленных на развитие способности к восприятию музыки.
Музыкальное образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности.
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 4.
- Белгосфилармония
- «Класс-клуб ДжазКрафт» ооо
- «Виртуозы сцены»
- «Ковчег»
- Тема 5.
- Наиболее древние образцы народной музыки:
- Календарно-земледельские песни:
- Семейно-обрядовые песни: Родинные, свадебные, причитания, колыбельные песни
- Рекрутские, солдатские, беседно-шуточные песни образный строй белорусской песни
- Тема 7.
- «Академические жанры» музыкального искусства
- Тема 8.
- Этапы развития джаза
- История джаза второй половины хх века в ссср
- Тема 9.
- Из интерьвью в.В. Кing
- Белорусская рок-музыка
- Темы 10,11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.
- Мюзикл как шоу-проект
- Оперетта
- Список литературы
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10.
- Тема 11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.