XVII в. Н.Э. )
Другой гигантской стройкой древнего Китая было сооружение крупнейшего даже по современным меркам судоходного канала – Великого канала. Канал имел протяженность 1782 км(с учетом ответвлений 2470км) и связывал наиболее крупные города Китая (Пекин, Ханчжоу, Наньтун) с двумя портами: Тяньдзинем (на севере) и Шанхаем (на юге). При этом канал пересекал такие крупные реки как Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы, включал многие естественные водотоки, и водоемы.
Строительство канала велось с перерывами начиная с VIвеке до н.э. и доXVIIвека н.э. В результате природных и техногенных причин вXIX–ХХ веках канал пришел в упадок, но в ХХ веке была произведена его коренная реконструкция. В настоящее время канал эффективно эксплуатируется, являясь важнейшей водной артерией КНР. Ширина наиболее узкой части канала 40м, наиболее широкой (у Шанхая) 3500м, глубина фарватера в основном 2…3м(имеются участки глубиной до 20м). В некоторых местах канал ограничивался каменными стенами из многотонных блоков серого мрамора.
Строительство канала велось обычными для того времени методами, т.е. лопатами, кирками, ломами; для перемещения грунта использовались повозки с лошадьми, быками, но большая часть переносилась в корзинах, мешках и проч. На рис. 26 приведен современный вид одного из участков Великого канала.
Рис. 26 Участок Великого канала (Китай, V в. до н.э. – XVII в. н.э., неоднократная реконструкция до ХХ века)
Распространение буддизма в Китае (начало Iтысячелетия н.э.) сопровождалось строительством множества культовых сооружений. Особенно широкое распространение получили буддийские мемориальные сооружения – «пáгоды» (аналогичные по назначению индийским «ступам»). Это сооружения в виде башен (в основном многоярусных), павильонов или обелисков, возводимых из дерева, естественного камня, кирпича, металла. В плане пагоды обычно представляли многоугольник с 4, 6, 8, 12 углами. Внутренние помещения для хранения буддийских реликвий обычно занимали небольшую часть объема каменных пагод (как и у индийских ступ). Пагоды как тип сооружения сложились в первые века н.э. в Китае, откуда они распространились во Вьетнам, Корею, Японию. На рис. 27 показана наиболее древняя из сохранившихся до настоящего времени пагод – пагода Сунюэ (Сунъюэсы) на горе Суньшан (провинция Хэнань), строительство которой было завершено в 523 г. н.э.
Архитектура китайских дворцов, культовых сооружений отличалась строгостью и монументальностью. В отделке широко использовались дерево, глазурованная керамика, бронза, шелковые ткани. Много внимания уделялось оформлению потолков, дверей окон, лестниц. Китайские мастера-плотники и резчики, выполнявшие деревянные украшения дворцов и культовых сооружений, как правило, обладали большим мастерством. К сожалению, большинство деревянных сооружений, возводимых до н.э., и вначале Iтысячелетия н.э., до наших дней не сохранились.
На достаточно высоком для своего времени уровне было обобщение и стандартизация строительных работ. Написано много книг и документов, регламентирующих строительные работы. Первый трактат по технологии строительного производства появился в IIIвеке до н.э.Самой известной технической книгой, дошедшей до нашего времени, являются «Строительные правила» Ли Цзе (1103 г. н.э.). В этой книге обобщались правила, изложенные в сочинениях истекшего тысячелетия, и содержались положения, на многие века определившие развитие традиционных китайских архитектурных канонов.
- Учебники и учебные пособия для высших учебных заведений
- И.Б. Рыжков
- История строительства
- Уфа 2013
- Оглавление
- Введение
- Древний период
- Античная цивилизация
- А – современный вид, б – макет-реконструкция Акрополя с Парфеноном, возвышающимся над остальными храмами
- А – внутренний вид: 1 – купол, 2 – паруса; б – схемы конструктивных решений купола
- Древняя Индия
- 1.5 Древний Китай
- XVII в. Н.Э. )
- Восточная Европа (древний период)