logo search
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА

8. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX века

Связь скульптуры с архитектурой. Работы мастера-каменотеса С.К. Суханова на здании Биржи и ростральных колоннах. Жанры скульптуры и ее стилевая эволюция. Мотивы сентиментализма в скульптуре. П.П. Соколов. «Молочница с разбитым кувшином».

И.П. Мартос - блестящий выразитель идей русского классицизма в различных жанрах. Путь скульптора от ранних произведений к зрелому периоду. Стилистика позднего классицизма в работах начала ХIХ столетия. Тема надгробия, развитие идеи и формы ее выражения. Рельефы Казанского собора (совместно с И.П. Прокофьевым). Памятник Минину и Пожарскому.

Ф.Ф. Щедрин и И.И. Теребенев. Путь к монументальному стилю. Патриотический пафос их работ. Решение синтеза скульптуры и архитектуры в здании Адмиралтейства.

С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. Монументальные и декоративные работы. Скульптурные группы у здания Горного института. Колесницы Славы над аркой Генерального штаба и Аполлона на Александринском театре. «Русский Сцевола». Портретные работы. Надгробные памятники.

Ф.П. Толстой и его место в скульптуре классицизма. Своеобразие творческого пути. Медали в память Отечественной войны 1812 года. Барельефы. Круглая скульптура. Графика Ф.П. Толстого.

Б.И. Орловский. Станковая скульптура, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. П.К. Клодт. Скульптурные группы на Аничковом мосту, памятники Николаю I и И.А. Крылову.

Н.С. Пименов и А.В. Логановский, их скульптуры играющих крестьянских парней. Участие И.П. Витали в оформлении Триумфальных ворот в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Портреты работы И.П. Витали и С.И. Гальберга. Н.А. Рамазанов. «Портрет Н.В. Гоголя». А.И. Теребенев. Атланты портика Нового Эрмитажа. Малые скульптурные формы в украшении бытовых предметов. Я. Самарин.

Декоративно-прикладное искусство в культуре России первой половины ХIХ века. Его особенности и виды. Вклад Академии Художеств и крепостных мастеров в развитие декоративного искусства. Художественное ремесло в убранстве царских резиденций (Зимний дворец, Большой Кремлевский дворец и др.), музеев (Новый Эрмитаж), аристократических усадеб (Архангельское) и в быту: мебель, светильники, декоративные вазы, изделия из камня и металла. Обработка малахита - вершина русского камнерезного дела. Малахитовая гостиная Эрмитажа. Ювелирное искусство. Произведения в стиле «второго (или «ложного») барокко» фирмы Никольс и Плинке и фабрики Сазикова. Табакерки и другие изделия мастера И.В. Кейбеля. Становление ювелирной фабрики И. Губкина. Ордена и медали. Церковная утварь. Посуда. Распространение самоваров. Фарфор. Стекло. Одежда и мода. Освоение изготовления и украшения булатной стали (Златоуст), флинтглясса (Гусь-Хрустальный), папье-маше (Федоскино), «мороза» по жести (Великий Устюг).