2 Образование, наука и техника в Западной Европе в 19 веке.
В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни.
Образование. Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в. началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г. В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии.
Наука. XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле. В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением.
Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Были открыты закон сохранения энергии, явление электромагнитной индукции. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики. Одними из крупнейших открытий XIX в. были периодическая система хим.элементов Д. И. Менделеева и теория относительности А.Эйнштейна. Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями. После открытия рентгеновского излучения последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).
Техника. Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. К XIX в. Также относятся изобретение электрической лампы накаливания, телеграфа, радио.
Билет 9
- Предмет и задачи курса «Мировая культура и искусство».
- Барроко – стиль архитектуры, живописи, литературы, музыки, декоративно-прикладного искусства.
- 1 Структура искусства и его место в культуре.
- 1 Культура и искусство первобытного общества
- 2 Атеизм и гуманизм французских просветителей
- 1 Художественные стили в искусстве эпохи Просвещения
- 2 Первоначальные религиозные верования
- 1 Особенности первобытного искусства
- 2 Средневековые города – центры западноевропейской культуры и искусства
- 1 Культура и искусство Древней Месопотамии.
- 2. Импрессионизм: идейные искания и художественный метод
- 1 Религиозные верования древних Египтян
- 2 Образование, наука и техника в Западной Европе в 19 веке.
- 1 Конец Западной Римской империи – гибель античной культуры и искусства.
- 2 Предпосылки, этапы и идейная основа европейского Возрождения.
- 1 Достижения культуры и искусства Древнего Египта
- 1 Культура и искусство Древней Индии.
- 2 Модернизм и постмодернизм в мировой культуре и искусстве 20 века.
- 1 Культура и искусство этрусков
- 1 Культура и искусство Древнего Китая.
- 2 Северное и Итальянское Возрождение: общее и особенное.
- 1 Религиозные доктрины Древнего Китая.
- 1 «Серебряный век» русской культуры и искусства.
- 2 Основные принципы критического реализма и их общекультурное значение.
- 1. Буддизм, христианство и ислам – мировые религии.
- 1 Библия и Коран – выдающиеся памятники мировой культуры.
- 2 Художественное объединение «Передвижники».
- 1 Крито-микенская культура. Особенности изобразительного искусства.
- 2.Католичество и православие: особенности и влияние на мировую культуру.
- 1 Изобразительное искусство Древней Греции.
- 2 Реформация в Германии и возникновение протестантизма.
- 1 Древнегреческая литература и театр.
- 2. Художественное объединение «Мир искусств». «Русские сезоны» в Париже.
- 1 Средневековые монастыри и их деятельность в области образования и культуры.
- 2 Расцвет русской художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства во второй половине 19 века.
- 1 Искусство Древнего Рима
- 2 Стиль рококо в западноевропейском изобразительном искусстве
- 1 Музыка, её реализм и народность. Композиторы «могучей кучки».
- 2 Достижения и издержки в развитии советской культуры и искусства в 20 – 30 годы 20 века.
- 1 Религиозные сюжеты в выдающихся произведениях мирового искусства.
- 2 Научно-технический прогресс в послевоенные годы: создание новых самолётов, ракетно-ядерного оружия, освоение космоса.
- 1 Рыцарская культура и её отражение в искусстве
- 2 «Золотой век» русской литературы.