logo search
Bilety_po_ASPI

18. Предметные комплексы и их виды.

Предметный комплекс – комплекс ПР, связанных парадигматическими (смысловыми) отношениями

Виды предметных комплексов:

1. Узкий ПК – совокупность родственных ПР, находящихся в одном месте предметного каталога. В основе организации узкого ПК лежат 2 способа: 1) может быть образован заголовком. Пр.: Аэропорты; Аэропорты – Оборудование; Аэропорты – Проектирование; Аэропорты – Электрооборудование 2) образован ведущим словом. Пр.: Виноградная водка; Виноградное масло; Виноградные питомники.

2. Широкий ПК – совокупность ПР, тематически связанных между собой, но находящихся в разных местах предметного каталога. Связанны ПР ССА-ом. Пр.: Виноделие см. также Коньячное производство; Плодово-ягодное виноделие; Шампанское производство.

В предметном каталоге принято пословное алфавитное расположение рубрик. Рубрики располагаются в алфавите заголовков. В пределах заголовка учитывается алфавит каждого слова. За каждым заголовком, подзаголовки располагаются в алфавитном порядке.

25. Формализованная методика реферирования.

Методы реферирования:

  1. Проаспектный (позиционный, анкетный). Наиболее часто используемый метод. В результате получается подробный информативный реферат. Создается и пополнятся этот метод путем разработки аспектов для описания самых различных предметов. Например, инструкция лекарства, то есть полное и подробное описание препарата. (проблема, предмет, область, цель, вид, метод, использование оборудование, условия и эффективность, результат).

  1. Фасетный анализ текста. Используется для информационно-поисковых систем в форме таблицы, которая расщепляет текст на множество сообщений. Алгоритм: 1) оценка элементов содержания по их значимости и характеристика объема этих элементов. 2) отделение предметного плана содержания от оценочного. 3) упорядочение элементов содержания предметного плана по заранее разработанной сетке фасетов.

  1. Алгоритмическое избирательное свертывание текстов (АИСТ). Был предложен А. В. Соковым. Метод следующий - создается набор элементов в зависимости от типа и вида документа. То есть создаются аспекты для учебной литературы, в научно-популярных изданиях. В теории он предложен, но на практике большого распространения не получил.

  1. Экстрагирование (формализованный). Из первоисточника извлекаются фразы с маркерами и индикаторами.

Индикаторы - устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание на отдельных фрагментах текста.

Виды индикаторов: 1. Результатирующие (итак, таким образом, следовательно) 2. Акцентирующие (важно заметить, следует подчеркнуть, существенным является). 3. Характеризующие последовательность изложения (ниже описывается, далее будет рассмотрен вопрос, обратимся...).

Маркеры - называются "характеристические слова и словосочетания, позволяющие однозначно идентифицировать аспект содержания".

Аспекты - выводы, маркеры:

Итак, можно сделать вывод, что...

В заключение отметим, что...

Из всего сказанного следует вывод о...

И пр.

Цифры реферата: Год, номер журнала и номер порядковый.