2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
С первых дней советской власти Правительство во главе с В.И. Лениным издавало декреты, которыми преследовалась многосторонняя цель:
национализировать музеи и крупные коллекции в общенародную собственность;
охранять художественные ценности;
издавать большими тиражами произведения классиков литературы, для приобщения населения к просвещению;
реставрировать архитектурные памятники общероссийской ценности, создавать новые памятники.
Для этой работы в ноябре 1917 года была создана коллегия по делам музеев, старины.
В период 1918 – 1919 годы изданы декреты:
Об охране библиотек и книгохранилищ;
О постановке на учет и хранение памятников искусства и старины. В связи с этим создан государственный музейный фонд, где сосредоточены музейные ценности, они изучались, учитывались, систематизировались, распределялись по стране;
О признании научных, литературных, музыкальных, художественных произведений государственным достоянием;
О национализации Третьяковской галереи, частных галерей Щукина, Морозова, Остроухова, Эрмитажа, Русского музея, частных собраний и коллекций, Кремле и соборов на его территории;
Об учете произведений и памятников искусства.
Согласно этому декрету национализированы царские дворцы в Петрограде, Гатчине, Царском селе, Павловске и превращены в музеи. Национализировали и также прекращены в музеи-усадьбы помещичьи усадьбы: Абрамцево, Марфино, Мураново, Мелихово, Архангельское, Марьино, Михайловское, Останкино, Надеждино, ясная Поляна, Приютино, Кусково, Константиново, Приютино, и многие другие. Этот процесс привел к тому, что в 1919 г. народных музеев было 87, к 1921- 210.
В апреле 1918 года принят декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей, их слуг и выработке проектов памятников Октябрьской социалистической революции». Согласно декрету:
создана комиссия по просвещению и имуществу, которая определяла какие из памятников подлежит снимать
снимались указанные памятники, демонтировались, убирались
они помещались в склады, часть из них использовались в утилитарных целях (переплавка)
мобилизовались художественные силы, проводились конкурсы по выработке проектов памятников, посвященных Великой Октябрьской социалистической революции.
поручалось декорировать города к Первомаю и другим праздникам, украшая улицы эмблемами, гербами, флагами, лозунгами и др.
30 июля 1918 г. утвержден список лиц, которым будут воздвигаться монументы. В нем:
революционные и общественные деятели;
писатели и музыканты;
философы и ученые;
художники;
композиторы;
артисты.
Так памятники К. Марксу были поставлены в Петрограде – скульптор Матвеев, в Калуге – Манизер, в Симбирске – Меркуров, в Пензе – Щуко, в Омске – Шадр. Скульптор Коненков подготовил памятник «Павшим в борьбе за мир и братство народов» - 1918 год.
Таким образом в период отражения итогов революции Россия не только оформлялась монументально, но и потеряла множество ценнейших исторических памятников, поскольку подход к этому был идеологически насыщен.
Революция внесла в российскую жизнь много кардинальных мер. В том числе: уничтожена сословная система, отменены дореволюционные чины и награды, установлена выборность судей, проведена секуляризация гражданских состояний, установлено бесплатное образование и медицинское обслуживание, женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке вводил институт гражданского брака. Декретом СНК от 20 января 1918 г. церковь отделена от государства и системы образования.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры