logo search
Б

2. Среда бытования духовных стихов

Духовные стихи — это такой вид народной поэзии, который всегда был странствующим, бродящим из конца в конец Рос­сии, не прикрепляясь ни к какой отдельной местности. Носите­лями и, вероятно, создателями многих духовных стихов были колики перехожие.

Слово "калика", по общепринятому мнению, происходит от лат. caligae — так называли страннические сапоги с низким го­ленищем. Колики перехожие — паломники по святым местам и монастырям. А. Н. Веселовский считал, что традицию пения ду­ховных стихов наши калики переняли от ходивших на Русь с юга богомильских странников и прочих проповедников ерети­ческих учений раннего средневековья. П. Бессонов заменил в своем известном сборнике "Калеки перехожие" слово "калики" на близкое, часто в устном произношении (при разных вариан­тах ударения) неотличимое от принятого в древнерусской пись­менности: этим он подчеркнул, что в XIX в. пение духовных стихов было "профессией" бродячих слепцов.

Паломничество в Иерусалим, Царьград (Константинополь) и другие святые места в средние века имело массовый характер. В путь отправлялись не только простолюдины. Каличьи дружины обычно возглавляли представители высших сословий, как духов-

ных, так и светских. Среди калик были люди грамотные, знакомые с церковной письменностью, по словам Г. П. Федотова, "народ­ная интеллигенция". В древности у слова "калика" еще не было значения 'убогий, слепой, нищий' — оно приобретено позже.

Быт древней дружины калик-паломников изображен в эпической пес­не "Сорок калик со каликою":

А из пустыни было Ефимьевы,

Из монастыря из Боголюбова,

Начинали колики снаряжатися

Ко святому граду Иерусалиму... Калики избирают атамана, податамана и принимают устав (заповедь):

Кто украдет или кто солжет,

Али кто пустится на женский блуд,

Не скажет большему атаману,

Атаман про то дело проведает, —

Едина оставить во чистом поле

И окопать по плеча во сыру землю...

Эпическая песня называет калик удалы добры молодцы. В их изобра­жении использованы гиперболы. Так, на подходе к Киеву калики встре­тили охоту князя Владимира: повтыкали в землю посохи и сумочки пове­сили. А далее

Скричат калики зычным голосом, —

Дрогнет матушка сыра земля,

С дерев вершины попадали.

Под князем конь окорачился,

А богатыри с коней попадали…1

Украинские и белорусские нищие певцы-паломники исполня­ли свои песни под аккомпанемент лиры или бандуры; у русских калик музыкальный аккомпанемент обычно отсутствовал. Со вре­менем духовные стихи отчасти вошли в обычный репертуар на­рода, главным образом пожилых людей: в часы домашнего досу­га или спокойной работы крестьяне и благочестивые горожане напевали эти произведения. Ритуально обязательным было ис­полнение духовных стихов в среде старообрядцев и сектантов.