logo search
kulturol_posobie_Anokhina

5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.

Как известно отношение к революции у многих творческих людей было неоднозначным. Большое влияние на это оказывал Пролеткульт.

«Пролеткульт» (пролетарская культура) – культурно-просветительная и литературно-художественная организация, работавшая с 1917 по 1932 год. Она проповедовала пролетарскую самодеятельность в различных областях искусства, особенно в литературе и театре. Ему характерны нигилистическое отрицание культурного наследия, сепаратизм лидеров и идеологов – А.А. Багданова, В.Ф. Плетнева, что принесло вред и ущерб развитию художественной культуры.

Пролеткульт возникший еще до революции, развернул мощную наступательную работу против многогранной культуры России, ее общечеловеческого характера. Все возвышенное в культуре должно быть унижено, низложено, разрушено, а рабочие создадут свою пролетарскую культуру.

У Пролеткульта как у некоторых послереволюционных идеологов основные идеи сводились к следующему:

  1. Старая интеллигенция вымирает, надо создавать качественно новую – рабоче-крестьянскую.

  2. По мере окультуривания масс мы сравняем весь пролетариат с интеллигенцией, то есть он весь станет интеллигенцией. А она как таковая станет музейной реликвией.

  3. Если интеллигенция соскользнет в привилегии, в лучшее положение чем рабочий класс, то она образует класс привилегированных людей. И чтобы уравновесить академические знания интеллигента надо привлекать его к общественной работе, чтобы он был в гуще народа, не выпячивался, не отрывался.

  4. Надо интеллигенцию постоянно критиковать, это лучшая гарантия, что она вынесет из истории хорошие уроки.

В этом русле критиковались академики, поэты, художники, актеры,задачи решались кавалерийским наскоком, экстремистскими методами, чем нанесен серьезный ущерб художественному развитию страны.

Хотя на заседании Правительства – СНК неоднократно говорилось – как можно меньше ломать в сфере культуры, соблюдать меры, не делать ошибок, соблюдать теоретическую и политическую выдержку.

После реорганизации Пролеткульта было образовано множество различных групп художественно-литературной направленности.

Среди литераторов можно назвать:

      1. РАПП – российская ассоциация пролетарских писателей – Авербах, Киршон, Гроссман-Рощин, Беспалов, Вардин. Многие из них были репрессированы и погибли. Из РАПП выжили – Шолохов, Фадеев, Серафимович, Парфенов, Погодин.

      2. Акмеисты (ясный, чистый, цветущий) – А. Ахматова, О. Мандельштам, Городецкий, Садовский, Лозинский, Зенкевич, Кузьмин.

      3. Серапионовы братья (название от книги немецкого романиста Гофмана) были в поиске новых приемов письма. Им характерны:

(Серапион Владимирский – древнерусский писатель, архимандрит Киево-Печерского монастыря. Автор «Слов» - посвященного тяготам татаро-монгольского ига и надеждами на освобождение от него).

Входили в группу – Федин, Тихонов, Зощенко, Каверин, Вс. Иванов, Никитин, Слонимский, Груздев, Полонская.

      1. Леф – (левый фронт в литературе) в него входили футуристы Б. Пастернак, Асеев, О. Брик, Шкловский, Каменский, Кирсанов, Л. Кассиль, Перцов, Третьяков, Маяковский, Крученый. Им свойственно переплетение фантастики и документального материала, языковое экспериментирование.

      2. Конструктивисты – стремились решать в литературе задачу о конструировании среды, окружающей человека. И. Сельвинский, В. Луговой, В. Инбер, Н. Ушаков, Б. Агапов, Е. Габрилович, Адуев, Д. Туманный, Кватковский.

      3. Имажинисты – выражали в основном богемное настроение, утверждали примат формотворчества над идеей. А.Б. Мариенгоф, Г. Шершеневич, А.Б. Кусиков, Р. Ивнев.

      4. Южно-русская школа – Багрицкий, Бабель, Катаев, Олеша, Ильф, Петров, Гехий, Славин, Паустовский.

      5. ВОАПП – всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей СССР (образовано в 1928 году). В основе его – РАПП, главные издания – «Молодая гвардия», «Октябрь». Существовал до 1936 г.

      6. Крестьянские писатели – Есенин, Клюев, Клычков, Касаткин, Васильев, Наседкин, Карпов (все кроме Карпова погибли). С.Есенина с 1933 года по 1956 не печатали по настоянию Бухарина.

      7. Перевал – Катаев, Зарудкин, Губер, Правдухин, Слепов, Костерин, Лежнев, Горбов, Воронский, Багрицкий. Группа возникла при журнале «Красная новь», считали главным утверждение реализма, внимание к интуиции и самовыражению писателя.

В апреле 1932 г. все литературные объединения (ВОАПП, РАПП и др.) ликвидированы. В 1934 на первом съезде советских писателей создан Союз советских писателей, возглавляемый А.М. Горьким. На съезде дана характеристика метода социалистического реализма, писатели названы «инженерами человеческих душ».

Достаточно глубоким было размежевание в стане художников. В числе группировок можно назвать следующие:

Ассоциация художников революционной России (АХРР), в которую с 1922 года входили художники-передвижники: Малютин, Мешков, Радимов, Савицкий, Бакшеев, Крайнев. А также И.Бродский, А.Герасимов, М.Греков, Б.Иогансон, Е.Кацман, Г.Ряжский.

АХРР ставил главную цель в том, чтобы в художественной форме отображать шествие по стране Советской власти. И.Бродский создает галерею портретов В.И.Ленина, знаменитое полотно «Расстрел 26 бакинских комиссаров». Художники создают героические портреты: А.Герасимов – «Ленин на трибуне» (1930 г.), С.Малютин «Портрет Фурманова» (1922 г.), Н.Андреев «Портрет Сталина» - 1922 г. Б.Иогансон «Допрос коммуниста» (1933 г.), М.Греков «Тачанка» (1925), К.Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928 г.), А.Дейнека «Оборона Петрограда» (1928 г.), С.Герасимов «Колхозный праздник» (1937 г.).

Филиалы АХРР работали в разных городах, организовывались выставки:

1925 г. «Революция и быт»

1926 г. «Жизнь и быт народов СССР»

1928 год – 10 лет РККА, Луначарский отмечал, что на этих выставках зритель находит своего художника и наоборот.

Общество «Московские живописцы» состояло в основном из декадентов, в прошлом входящих в «Бубновый валет». Возникло оно в 1925 году – Кончаловский, Лентулов, Куприн.

В 1927 году «Московские живописцы» совместно с группировкой «Маковец», «Бытие» образует общество Московских художников. Группа ставила главной целью – совершенствование живописного мастерства, это уводило их от поставленной цели искусства глубоко отражать действительность.

Следующая группировка – Общество станковистов – Дейнека, Пименов, Гончаров, Вильямс. Они были плодотворными художниками, чувствовали напряженный ритм жизни, увлекались при этом спортивными темами, индустриальной стороной жизни.

В общество станковистов – (1925-1932 гг. вошли в основном художники, закончившие ВХУТЕМАС. Их творчество носило формалистический характер. Актуальные темы трактовали отвлеченно, условно-схематические изображали действительность не отвлекались урбанистическими мотивами. Передовые художники общества – Дейнека, Пименов, Шифрин перешли на реалистические позиции.

Название группы происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения станкового искусства.

Интересной была практика художественного объединения «четыре искусства», в него входили Петров-Водкин, кузнецов, Мухина, Ульянов, Кравченко, Фаворский, Кукрыниксы. Они оставили в живописи, скульптуре высоко художественно и мастерски исполненные произведения.

Общество Московских художников (1927-1932) - группировка советских живописцев, многие из которых ранее состояли в формалистических группировках «Бубновый валет», «Московские живописцы», «Маковец», «Бытие». Их деятельность в период участия в обществе была шагом к реализму, однако преодолеть формалистические тенденции они не могли (влияние Сезанна). Главная проблема – быть вне жизни, иметь художественное созерцание.

Ведущей темой многих художников был все-таки пафос труда, тема труда как главной ценности в жизни человека, индустриализация, технизация страны, создавались картины, индустриального пейзажа, то есть изменения вокруг – грандиозные стройки, монументальные сооружения становятся частью пейзажа.

Эти художники были непосредственно на новостройках, на заводах, ездили по всей стране, чтобы своими глазами видеть грандиозную, невиданную стройку в ней. М. Горький по своему определил позицию художников:

«Художник это живое лицо, живой, энергичный участник того, что творится в стране. Он работает буквально везде, это та самая пчела, которая собирает сок со всех цветов, создает мед и воск. Он должен быть вездесущим, всевидящим, всемогущим, всепонимающим».

Владимир Маяковский четко и однозначно определил свое место: «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». А будни представляли сплошную и колоссальную программу строек: Днепрогэс, Уралтяжмаш, Березняки и Соликамск, Краматорский и Горловский заводы, Магнитогорский металлургический, автозаводы в Москве и Горьком, десятки тракторных заводов, сотни других предприятий. Страну охватил дотоле невиданный трудовой подъем.

Часть так называемых свободных художников, даже не попутчиков, ушла, что называется, в подполье. Творили они не выставляясь, не афишируясь, не переделываясь, не суетясь. Их называли символистами, авангардистами.

Их работы:

Чупятов – Ангелы;

Богаевский – Духи Карадага;

Калмаков – Девушка и черт;

Родченко – Композиция, висящая конструкция;

Степанов – Музыканты, Астры, эскизы ткани;

Денисов – Три женщины;

Николаев – Дорога жизни и другие.

Для художников организовывались выставки.

1927 – 1928 годы

1931 год

1933 год

На выставках отмечалось, что портретные изображения преследовали цель быть как можно ближе к оригиналу. Герасимов – «Колхозный сторож» (1933), Богородский – «Беспризорник» «1925), Ряжский – «Делегатка» (1926), Малютин – «Партизан» (1926), Нестеров – «Портрет художницы Кругликовой», «Портрет художников Кориных», Корин – «Портрет художника Нестерова», «Уходящая Русь».

В 1932 году на основе постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» художники объединились в союз, куда входили городские, областные, краевые, республиканские союзы художников. Союз художников СССР был создан в 1957 году на Всесоюзном съезде советских художников, в которой вошли 91 местный союз и отделения, численностью – 7300 художников.

Задачи Союза художников – содействовать в создании идейно-выдержанных и художественно совершенных произведений; идейно воспитывать и повышать мастерство художников; участвовать в популяризации произведений искусства среди молодежи.

При Союзе художников имеется Художественный фонд и издательство «Советский художник». В 1934-1940 годы создан Московский художественный институт имени Сурикова как приемник Училища живописи, ваяния и зодчества (1832 года). Имя Сурикова присвоено институту в 1948 году. В нем факультеты – живописи, скульптуры, графики, станковой живописи, театрально-декорационный, плаката, книжной и станковой графики. При институте имеется аспирантура и средняя художественная школа.

В создании советской архитектуры 20-30-х годов также участвовали различные творческие группы:

1. Конструктивисты - Гинсбург, братья Веснины, ими спроектирована Днепровская ГЭС.

2. Рационалисты - (Мельников, Ладо, Щукин, Щусев, Жолтовский, Фомин), - проектированы Московская гостиница "Москва" - Щусев, новое здание библиотеки имени Ленина - Щуко, станции Маяковского, Кропоткинская в Москве - Душкин.

3. Ассоциация новых архитекторов создана из архитекторов, инженеров, художников, преподавателей ВХУТЕМАСа (Ладовский, Крымский, Докучаев) - создавали насыщенную и ритмически острую архитектурную форму на основе новых материалов и конструкций.

Театры

После революции определенные идеи вносились также в театральную деятельность:

  1. Театры должны иметь не только преемственность театрального развития, традиций, достижений, но и помогать народу осмысливать проблемы строительства социализма.

  2. Не вмешиваться в творчество театральных артистов, дать им свободу.

  3. В целом генеральная линия развития театра должна лежать через молодые революционные театры.

Московский театр оперетты (1927), основан на базе коллектива артистов оперетты. Его постановки: "Женихи" Дунаевского (1927), "Свадьба в Малиновке" Александрова (1937), "Вольный ветер" Дунаевского (1947), "Трембита" Милютина (1949), "Самое заветное".

Московский театр Революции (1922, слился с театром Маяковского в 1943). Его спектакли: "Доходное место" Островского (1923), "Эхо" - Билль-Белоцерковского (1924), "Человек с портфелем" Файко, "Первая конная" Вишневского, "После боя" Погодина, "Таня" Арбузова, "Правда" Корнейчука. Образ Ленина создал артист М. Штраух.

Московский театр Сатиры (1924) ставит комедии, памфлеты, водевили, обозрения. "Чужая тень" Шкваркина, "Кто смеется последним" Крапивы, "Остров мира" Петрова, "А дальше тишина", "Свадьба с приданным" Дьяконова.

Московский Театр юного зрителя (1927), до 1932 года был передвижным. Его репертуар: "Путь далекий" Шестакова, "Брат героя" Кассиля, "Мнимый больной" Мольера, "Ревизор" Гоголя, "Гимназисты" Тренева.

МХАТ имени Горького, основан в 1898 году Станиславским (1863-1938) и Немировичем-Данченко (1858-1943). В его репертуаре: "Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого (1898), "Чайка" (1898),"Дядя Ваня" (1901), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904) Чехова, "Мещане" (1902), "На дне" М.Горького (1902), "Дети солнца", "Жизнь человека" Л. Андреева, "Гамлет" (1911), "Горе от ума" Грибоедова (1906), "Борис Годунов" Пушкина (1907), "Живой труп" А. Толстого (1911) и др. В 30-е годы: "Любовь Яровая" Тренева, "Земля" Н. Вирты, "Мертвые души" Н.В. Гоголя, "Пиквикский клуб" Ч. Диккенса (1934), "Фронт" Корнейчука (1942), "Русские люди" К. Симонова, "Глубокая разведка" Крона.

Московский театр имени Маяковского, создан в 1943 слиянием Московского театра революции (1922-43) и Московского театра драмы (1941-43). До 1954 года носил название Московского театра драмы, после постановления ЦК "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению". Постановки театра: "Молодая гвардия" Фадеева (1946), "Прага остается моей" Ю. Фучика, "Гроза" Островского, "Семья Журбиных" Кочетова. Театр отличала политическая направленность постановок.. Актеры Любимов, Самойлов, Охлопков, Власов достойнго несли звание и дело актера.

Московский театр имени Ленинского Комсомола - создан в 1927 году как театр рабочей молодежи по инициативе ЦК ВЛКСМ. В основе труппы - артисты самодеятельности. В 1937 году к нему присоединилась труппа актеров под руководством Симонова. В 1938 году присвоено звание "имени Ленинского Комсомола". В 1938-51 годах театром руководил артист Берсенев. Репертуар: "Как закалялась сталь" Островского, "Парень из нашего города" Симонова, "Годы странствий" Арбузова, "Русский вопрос" Симонова, "Месяц в деревне" Тургенева, "Наш общий друг" Ч. Диккенса. В 1948 году театр награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Московский театр имени М.Н. Ермоловой возник в 1937 году путем слияния студии имени Ермоловой (1929) и театра-студии под руководством Хмелева, который с 1937 до 1945 возглавлял театр. Репертуар: "Не было ни гроша и вдруг алтын" Островского, "Мачеха" Бальзака, "Старые друзья" Малюгина, "Далеко до Сталинграда" Сурова, "Спутники" Пановой, "Счастье" Павленко, "Бешеные деньги" Островского, "Дачники", «Достигаев». Горького. Режиссером долго работал В. Коммисаржевский.

Ежегодно с 1941 по 1952 год работникам культуры вручалась сталинская премия. Премии были в 100, 50, 25 тысяч рублей.

За 11 лет существования премии 29 человек были удостоены ее пятикратно. К.Симонов стал шестикратным лауреатом в 35 лет, композитор С. Прокофьев, скульптор Е. Вучетич, актер А. Дикий по 5 раз, по три премии за один год получили актеры А. Тарасова, Н. Черкасов.. сталинской премии были удостоены 150 кинофильмов, 1,5 тысячи работников кино.

Получили сталинскую премию спектакли: «Молодая гвардия» Фадеева – 1947 год, «Старые друзья» Милютина – 1950, «Закон и честь» - 1949 год, «Свадьба с приданым» Дьякова – 1951 г.

В послереволюционной России закладывались основы музыкальной культуры. В декрет СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. в ведение государства переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В художественной и просветительской работе участвовали композиторы, исполнители Б.Асафьев, С.Василенко, А.Глазунов, М.Гнесин, Л.Николаев, Ф.Шаляпин.

В первые годы послереволюционные созданы советские оперы: «Тихий Дон» И.И.Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н.Хренникова (1939), «Семен Котко» С.Прокофьева (1939), «Катерина Измайлова», «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (1932).

На новый уровень поднят балет исходя из традиций Чайковского, Глазунова, Стравинского. «Щелкунчик» (1919), «Стенька Разин» А.Глазунова (1918), «Вечно живые цветы» на музыку Б.Асафьева (1922), «Красный мак» Глиера (1927), «Пламя Парижа» Асафьева (1932), «Ромео и Джульетта» Прокофьев (1936), «Спартак» А.Хачатурян (1954) и др.

В 20-30-е годы в театр пришли выпускники советской балетной школы: М.Семенова, Г.Ульянова, Н.Дудинская, О.Лепешинская.

В годы советской власти, после революции продолжали свою деятельность ученые России, которые сформировали знаменитые во всем мире школы ученых. Без них не проводились и сегодня не проводятся международные или европейские конференции, симпозиумы.

Отметим ведущие школы ученых сформированные в до и после революционный период.

Школа философов: Бердяев, Булгаков, Трубецкой, Соловьев, Леонтьев, Ильин, Редькин, Чичерин, Рогоцкий, Вырубов, Кавелин, Чернышевский, Бакунин, Лавров, Плеханов, Писарев, Данилевский.

Школа медиков: Мечников, Боткин, Эрисман, Склифосовский.

Школа естественников: физиологи Павлов, Сеченов, Тимирязев, эмбриологи – Мечников, А.О. Ковалевский, бактериологи Бекетов, Ценковский.

Школа географов: путешественники Семенов-Тяншанский, Северцев, Федченко, Мушкетов, Кропоткин, Пржевальский, совершавший 5 экспедиций, Певцов, Потанин.

Школа химиков: Зелинский, Курнаков, Бах.

Школа физиков: Столетов, создавший физическую школу, открывший фотоэлектрические явления, Умов – разрабатывал проблемы движения энергии, земного магнетизма, Иоффе, Ландау.

Школа механиков: Вышнеградский, конструировавший машины, Маневский – создатель баллистики, Кирпичев, работавший в теории упругости, Чернов, работавший по строению и кристаллизации стали, по методике ее обработки.

Школа астрономов: Бредихин – специалист по теории кометных форм, природе отталкивающих сил Солнца, метеорным потокам, спектральному исследованию Солнца, комет и туманностей. Цераский, определявший нижний предел температуры солнца.

К знаменитой школе электротехников можно отнести: Яблочкова, Лодыгина, Бенардоса, Славянова, Пироцкого, Попова, Можайского и др.

В области ракетной техники – Циолковский и его последователи;

- в области ядерной физики, - радиофизика, электроники – братья Курчатовы; Капица.

- в области космического приборостроения – Туполев, Королев, Поликарпов, Мясищев.

В целях децентрализации научного дела, приближения науки к практике создавались отраслевые и территориальные Академии. В частности: Сибирское отделение Академии наук – г. Новосибирск; Уральское отделение Академии наук – г. Свердловск; Дальневосточное отделение Академии наук – г. Владивосток, которые действуют и сегодня.