3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
Решению грандиозных экономических, культурных воспитательных задач предполагалась планомерная работа по созданию новой системы народного образования, воспитанию старой и подготовке новой социалистической интеллигенции. Этим самым отмечалось, что культура не есть нечто изолированное, вне времени и пространства, а тесно увязывается со всеми сторонами жизни.
Прежде всего необходимо обратить вниманию на важнейший документ, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 г. Это Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Согласно ему церковь отделяется от государства, запрещается в пределах Республики издавать законы, ограничивающие свободу совести, гражданин исповедует любую религии или не исповедует никакой, действия государственных органов не сопровождаются религиозными обрядами, никто не уклоняется от исполнения своих гражданских обязанностей, ссылаясь на свои религиозные воззрения. Школа отделяется от церкви, преподавание религиозных вероучений во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях не допускается, граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церкви не допускается. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, прав юридического лица они не имеют.
Вопросы культуры постоянно рассматривались на заседаниях Совета Народных Комиссаров (СНК), на съездах партии, конференциях, Пленумах ЦК, собраниях. Была разработана программа культурной революции. Различные участки культурного процесса возглавили А.В. Луначарский, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, М.Н. Покровский, Е.М. Ярославский.
Какую цель преследовала многогранная, грандиозная программа культурной революции? В ее содержание входили:
ликвидация неграмотности населения;
развитие народного образования и высшей школы;
подготовка квалифицированных рабочих кадров;
создание новой, народной интеллигенции;
развитие науки и техники;
создание социалистической литературы и искусства всех наций и народностей страны;
утверждение маркистско-ленинской идеологии.
Практика показала, что ликвидация неграмотности превратилась и переросла в массовое образовательное и социально-демократическое движение, в котором приняли участие миллионы передовых рабочих, колхозников, студентов, представителей интеллигенции.
Начало этой массовой работе положили два исторических документа:
Декрет СНК, принятый в декабре 1918 г. «О мобилизации грамотных»
Согласно ему все грамотное население страны привлекалось к разъяснению неграмотным законов и постановлений Советской власти, а также обучению неграмотных.
Декрет СНК, принятый в 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»
В июне 1920 года при Наркомпросе был создан чрезвычайный орган – Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности» (ВЧК ликбез), ее руководитель В.Р. Менжинская.
В июне 1930 г. принято постановление ЦК «О всеобщем обязательном начальном образовании». В этих целях приписано использовать помещичьи усадьбы, кулацкие дома.
В августе 1931 г. принято постановление «О начальной и средней школе».
В мае 1934 г. принято постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР». Этим установлена единая сеть школ:
Начальное образование 1-4 классы
Неполное среднее образование 5-7 классы
Среднее образование 8-10 классы
Динамика изменения количества школ:
| 1914 год | 1927 год | 1940 год | 1988 год |
школ | 124 тыс. | 119 тыс. | 192 тыс. | 130 тыс. |
учащихся | 9 млн. | 11 млн. | 34 млн. | 43 млн. |
учителей | 280 тыс. | 346 тыс. | 1 млн. 216 тыс. | 3 млн. 207 тыс. |
в 1996 году 26% школ работали в 2и 3 смены
В 1923 году создано общество «Долой неграмотность» Председателем его правления стал Председатель ВЦИК М.И. Калинин, членами его – В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Общество работало до 1936 г., по выполнении задач оно было ликвидировано.
Несмотря на тяжелое для страны время, на ликвидацию неграмотности были выделены значительные денежные средства, бумага, учебные пособия, отпечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. Горячее участие в работе принял А.М. Горький, подготовивший специальную серию книг для малограмотных.
Для чтения использовались газеты «Правда» и «Беднота». Букварей не хватало, и по предложению Н.К. Крупской один-два раза в неделю печатались приложения к газете «Беднота» - специальный листок для обучающихся грамоте. Особенно велико было количество неграмотных в деревне. Ничтожным был процент грамотных среди национальных меньшинств. Так, в Чувашии до революции было 7% грамотных, среди татарского населения бывшей Казанской губернии – 12,7%, марийцев – 3,5%, таджиков – 3%, казахов – 1%, киргизов – 0,6;, туркмен – 0,7%, якутов – 0,7%
Работа в национальных районах затруднялась почти полным отсутствием букварей и книг на национальных языках. При ВЧК ликбеза в 1920 г. была создана секция нацменьшинств. Уже через год, в 1921 году, было подготовлено два выпуска курсов инструкторов по ликбезу среди нацменьшинств. Вскоре было составлено 39 букварей на национальных языках для взрослых. Начата разработка письменности для более чем 40 народов, не имевших ее до революции. В результате уже к 1932 году грамотность в национальных районах заметно возросла: в Туркмении до 61%, в Узбекистане – до 72%, в Таджикистане до 36%, республиках Закавказья – до 79%.
Громадный размах получила эта работа среди комсомольцев и бойцов Красной Армии: к 1 мая 1922 года весь личный состав Красной Армии был грамотным, а среди комсомольцев неграмотность была ликвидирована уже к 1920 году. Комсомол сам стал играть активную роль в ликбезовской работе. Согласно месячникам ликбеза, объясняемым комсомолом, каждый комсомолец должен был обучать одного неграмотного. Первый месячник превратился в массовый культпоход, длившийся несколько лет. В этот период, как отличала Н.К. Крупская, кроме достижений совершались ошибки, шумиха, спешка, элементы командования.
По планам ликвидировать неграмотность предстояло к 10-летию Октября. Но даже колоссальная работа не закончилась успехом. Неграмотность была в основном ликвидирована среди кадровых рабочих. Среди населения от 9 лет и старше грамотность составила только 51, 1%.
В 1929 году была поставлена задача превращения районов сплошной коллективизации в район сплошной грамотности. Для чего в каждом сельсовете открывались избы-читальни, на работу в них мобилизовали из городов до 10 млн. комсомольцев и коммунистов. И если за 3 первые года Советской власти было обучено грамоте 4 млн. человек, то за 2 пятилетки около 40 млн. человек.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры