57. Халифат Омеядов. Большая мечеть в Дамаске
Джамия аль Умейи, иначе - Большая мечеть, или мечеть Омейядов, расположена в центре старого города. Она (как культурное строение) начала свое существование еще в арамейскую эру.
Мечеть Омейядов должна была затмить собой все другие монументальные постройки арабского мира. Новую мечеть было решено построить на месте византийского храма Иоанна Крестителя. Его разобрали, и его материалы были употреблены на строительство мечети Из всех тогдашних центров мировой культуры - Афин, Рима, Константинополя, стран арабского Востока - были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел.
Для отделки интерьеровмечети широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированной резьбой по мрамору. Мечеть поражает своим величием и великолепием форм. Весь пол молельного зала застелен роскошными коврами - это пожертвования верующих храму. Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Зал мечети освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа
Во двор мечети ведут четверо ворот. Их порталы облицованы керамическими плитками и мозаикой эпохи Омейядов."С трех сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвертой стороны находится молельный зал. В одном из углов двора находится каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах с пышными капителями Это «Куббат эль-Хазне», сокровищница халифов. Когда-то здесь хранилась казна династии Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом. Зал для молитв огромен. Его длина составляет 136 метров, а ширина - 37 метров. Своды уходят ввысь. Изящные крутые арки опираются на сорок мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на себе тяжесть свинцовой кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол.
На южной стороне расположены четыре михраба - ниши в стене мечети, указывающие направление на Мекку. Из четырех михрабов Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой перламутром и цветным мрамором. Михраб - непременная деталь любой мечети, за исключением одной - мечети Харам Бейт-Уллах над камнем Каабы в Мекке. Именно к ней обращены михрабы всех мечетей мира.
В восточной части зала расположен увенчанный куполом мраморный павильон. Сквозь его стекла можно разглядеть большую надгробную плиту. Здесь захоронена христианская реликвия, которую чтут и мусульмане - голова Иоанна Крестителя (мусульмане называют его пророком Яхья), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов стоявшего на этом месте православного византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены христианство и ислам.
- 1) Первобытное искусство. Эпоха палеолита.
- 2) Первобытное искусство. Мегалиты.
- 3) Эволюция погребальных сооружений Египта Древнего царства.
- 4) Комплекс пирамид в Гизе.
- 5) Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре
- 6. Храм Хатшепсут в Луксоре
- 7. Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел. Планировочное решение
- Объемно-пространственная композиция
- Состав помещений
- Стройматериалы
- 8. Архитектура Шумера и Аккада
- Древние шумерские города
- 9. Искусство Шумера и Аккада
- 10. Градостроительство Месопотамии (Дур-Шаррукин, Вавилон)
- Дворец Саргона II
- Вавилон
- Основные сооружения Вавилона
- Оборонительные стены Вавилона
- 11. Искусство Ассирии (рельефы, круглая скульптура)
- Круглая скульптура
- 12 .Зиккураты Месопотамии
- 13.Висячие сады Семирамиды
- 14. Архитектура Кносского Дворца.
- 15. Искусство Крита.
- Декоративно-прикладное искусство
- 16. Погребальные сооружения Микен [характеристика купольных гробниц]
- [Гробница атрея]
- 17. Типы греческих храмов
- 18. Строительная техника и материалы периода архаики
- 19. Архитектура архаики на примере Дельфийского комплекса
- [Назначение]
- [Размещение в структуре города]
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Технология строительства]
- Конструкции
- Стройматериалы
- Технологии
- 21. Высокая классика. Парфенон
- Назначение
- Расположение
- Объемно-пространственная композиция и конструкции
- Материалы и технологии
- 22. Искусство Древней Греции. Скульптура Архаика
- Ранняя классика
- Высокая классика
- Поздняя классика
- 23. Погребальные сооружения этрусков
- 24. Культовые сооружения этрусков. Основные принципы сохранения этрусского храма
- 25. Искусство этрусков. Скульптура и живопись Скульптура
- Живопись
- 26. Инженерные сооружения Древнего Рима в Республиканский и Императорский периоды.
- 1. Республиканский период
- 3. Крепостные стены
- 27. Римский Форум
- Эволюция форума
- Основные сооружения форума
- Храм конкордии
- Храм весты
- Дом весталок
- Храм сатурна
- Табуларий
- Базилика эмилия
- Базилика юлия
- 28. Форум траяна в риме
- 29. Римские термы
- Термы каракалы
- Стабианские термы в помпеях
- 30. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа
- Строенение дома
- Атрий по витрувию, способы перекрытия
- Примеры
- 31.Римский ордер. Характеристика ордеров:
- 32. Колизей
- 33. Пантеон в Риме
- 34. Дворцы императорского периода древнего Рима
- 37. Искусство древнего Рима. Скульптура Республиканский период.
- 38. Древний Рим. Стройматериалы и конструкции Материалы
- 39. Собор св. Софии в Константинополе
- 44. Общая хар-ка планировочного и объемного решения романского храма Средневекового периода
- 45. Архитектурный ансамбль в Пизе.
- Пизанская башня:
- Пизанский собор:
- Кладбище Кампосанто
- Баптистерий
- 46. Особенности Романской архитектуры во Франции, Германии и Англии Основные архитектурные школы французского романского стиля
- Школа Прованса
- Нормандская школа
- Школа Перигора
- Основные архитектурные школы романского стиля в Германии
- Особенности романской архитектуры Англии
- 47. Ранняя готическая архитектура Франции (собор Парижской богоматери)
- 48. Готика Франции зрелого периода Собор в Шартре
- Конструкции и объемно-пространственная композиция:
- Собор в Реймсе
- 4 Архитектора:
- 1)В этом соборе самое большое количество скульптур 1303
- Собор в Амьене
- Строительный материал
- Конструкции и объемно-пространственная композиция
- 49. Жилой дом средневековой Европы
- В готический период
- 50. Средневековый замок Первые замки
- Жилые помещения.
- Функции
- 51. Особенности готики Германии и Англии
- 52. Особенности готики Италии
- Сиенский собор
- Архитектура собора Санта-Мария дель Фьоре
- 53. Стройматериалы, конструкции и тектоника готического собора
- 54. Организация строительных работ в период готики
- 55. Искусство готики. Скульптура и витраж
- 56. Халифат Омеядов. Купол Скалы.
- [Объёмно-пространственная композиция]
- [Конструкции]
- [Стройматериалы]
- [Декор]
- [Другое]
- 57. Халифат Омеядов. Большая мечеть в Дамаске
- 58. Халифат Омеядов. Мечеть в Кордове
- 59. Творчество Ходжи Синана