6. Меценаты России в развитии культуры
Наша страна располагает богатейшим культурным наследием, в состав которого входят разнообразные памятники материальной и духовной культуры.
В архивах, в прессе, в мемуарной литературе и эпистолярных источниках, в зарубежных изданиях можно найти большой, интереснейший материал о тех, кто прославился своей меценатской и благотворительной деятельностью.
Не имея каких-либо особых дарований в определенных областях художественного творчества, но, обладая высоким эстетическим чувством и ощущая нравственную потребность к просвещению и культуре, они стремились обогатить жизнь людей созданием художественных собраний, изданием книг, оказанием поддержки начинающим, но уже талантливым художникам, музыкантам, писателям, поэтам.
У российских меценатов были разные судьбы, разные характеры – далеко не идеальные, каждый со своими сложностями, недостатками, причудами.
Они имели разные взгляды, вкусы, пристрастия. Но было нечто общее, что объединяло не похожих друг на друга людей – их деятельность в сфере предпринимательства и меценатства.
Недаром К.С. Станиславский писал: «Для того чтобы процветало искусство, культура нужны не только художники, но и меценаты, благотворители».
Российские меценаты в основном выходцы из московского купечества, представители промышленных и торговых династий страны.
Благотворительность российского купечества, его щедрость поражали не только соотечественников, но и иностранцев.
Почему они были так щедры?
П.А. Бурышкин в книге: «Москва купеческая» отвечает на этот вопрос так:
Они обладали большими деньгами, имели повышенную религиозность, желание обрести благодать в вечной жизни через земную добродетель.
Купечество было отстранено от насыщенной идеями борьбы, не втягивалось в революционную теорию и практику.
Побудительным мотивом купечества был инстинкт практической деятельности.
В числе первых купцов – благотворителей был К.В. Крестовников, Н.Б. Юсупов, А. Куманин, С. Алексеев, Г. Киряков.
Однако, не всегда российские купцы характеризовались положительно. Так, Уоллес в книге «Россия», Плавильщиков в книге «Сиделец», Островский в своих пьесах, Крылов в басне «Купец», Гоголь в «Ревизоре», Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» говорят о жадности, обмане, корыстолюбии, безнравственности и других отрицательных качествах, не желательных для предпринимателей и бизнесменов.
Добролюбов писал о купеческом быте: «Это – мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющий боли, мир тюремного, гробового безмолвия, нет ни света, ни тепла, ни простора. Ни один звук с вольного воздуха, ни один луч света не проникает в нее».
Современник Петра I Иван Посошков в своей работе «О скудости и богатстве» писал, что без купечества нет ни царства, ни армии. Но при этом, зная их негативные качества, желал купечеству меняться. Он хотел, чтобы
в купечестве христианская правда установилась;
добрые товары продавались за добрые; средние за средние, плохие за плохие, и цену брали бы прямую, настоящую.
чтобы купцы не старого, ни малого, ни неосмысленного не обманывали;
во всех делах своих поступали самою правдою.
Но было другое купечество, которое являло миру добродетель, порядочность, нравственность, честные правила игры на поле предпринимательства, экономических и межличностных отношений в своей среде. Они в торгово-промышленной Москве играли ведущую роль, снабжали благотворительные учреждения необходимым, строили богадельни, создавали попечительные о бедных комитеты, завещали средства школам, ссужали на улучшение облика города.
В Москве как известно, было 9 благотворительных учреждений, в том числе:
благотворительная часть городского управления;
сословные учреждения;
ведомства императрицы Марии;
ведомства Императорского человеколюбивого общества;
учреждения духовного ведомства;
учреждения национальные и иноверческие;
учреждения частных благотворителей;
учреждения различных министерств.
Московское купечество финансировало эти благотворительные организации деньгами, имуществом, зданиями. В их числе – детские приюты, больницы, дома бесплатных квартир, библиотеки, училища для детей, женские гимназии, реальные училища, учительские семинары, глазные больницы.
Но вклад российских предпринимателей, купцов измеряется не только миллионами рублей, подаренных обществу, а также их кропотливой одухотворенной деятельностью.
Меценатами и благотворителями из числа именитого московского купечества только в Москве были осуществлены крупные начинания в области культуры, просвещения. Они явили миру: Третьяковскую галерею, собрание новой западной живописи Щукина и Морозова, театральный музей Бахрушина, частную оперу Мамонтова, Московский кустарный музей.
Можно назвать также собрание книг, рукописей и других материалов графа Н.П. Румянцева, послуживших основой для известного Румянцевского музея, или организацию школы художественных промыслов в селе Талашкино княгиней М.К. Тенешевой в конце XIX в., музея русской старины в Смоленске и рисовальной школы в Петербурге.
Все меценаты были участниками политической жизни в обществе, носителями определенного типа и уровня политической культуры.
Так работа Н. Думовой «Московскме меценаты» содержит богатые биографические данные о меценатах и коллекционерах России, раскрывает путь становления многих из них в крупные, яркие, самобытные личности. Журнал «Памятники отечества» в статье под названием «Завещано России» дает сведения о 50 меценатах, их жизни в России и за рубежом, их вклад в отечественную и мировую культуру.
Богатый материал о московских купцах – меценатах показывает П.А. Бурышкин в книге: «Москва купеческая». В ней раскрыта судьба 25 крупнейших купеческих фамилий, их производственная, предпринимательская, благотворительная деятельность, показан вклад в развитие отечественной культуры.
А.Н. Боханов в книге «»Коллекционеры и меценаты в России» раскрывает судьбу многих семей российских предпринимателей, показывает их взаимоотношения, отношения с культурой, их вклад в науку и культуру, их деятельность на почве благотворительности, милосердия, доброты.
Слова «коллекционер», «меценат», стали наиболее распространенными в XIX веке. Коллекционерами называли лиц, ведущих систематизированное, целенаправленное собрание однородных предметов, которые представляли для них интерес и ценность художественную, историческую или научную.
К таковым предметам относили драгоценные камни, почтовые марки, старинные рукописи, книги, картины, монеты, ювелирные изделия, диковинные вещи, раковины, инструменты, часы, оружие, мебель, посуду, этнографические и исторические находки.
Меценатами называли людей, покровительствующих талантам, служителям искусств, людям творческих профессий актерам, художникам.
Одним из первых собирателей как уже отмечалось ранее был Петр I. Особенный интерес у него проявился при посещении им заграницы в 1697 – 1698 годах.
Уже там он посетил аукционы, где купил картины, книги, инструменты, редкие древности, географические часы, каталог Оксфордской библиотеки, Покупал попугаев, мартышек, крокодилов, изящных рыб. Посетил знатных людей, коллекционеров – архитектора Схейнфуга, профессора Фридерика Рюйта, Николая Шевалье, бургомистра Амстердама Николая Витнеса, казначея английского адмиралтейства Якоба де Вильде. Позже доверенные лица Петра Великого или он сам купили коллекцию монет в Гамбурге Людерса, кабинет Яна Вильде (перстни, лампады, камни), 400 экземпляров монет и древностей в Константинополе, коллекцию Готвальда, Рюйта, Себа (кубки, колье, резьбу)
В России он указами регламентировал поиски древних поклаж, предметов, старых вещей, украшений из золота, старинной посуды, светильников, статуэток, надписей на каменьях, в регионах Сибири, Алтая, Киргизии, Средней Азии. С этой целью даже снаряжались ученые экспедиции. В итоге из зарубежных и местных поступлений в России был создан музей редкостей и ценных вещей – Кунсткамера, который еще при жизни Петра превращался в крупный музей мира.
По требованию Петра его агенты по приобретению ценностей за рубежом Рагузинский и Кологривов закупают для оформления Летнего сада и завозят в Россию 25 статуй и 70 бюстов, изготовленных из мрамора венецианскими мастерами. Поэтому не случайно сад называют первым открытым музеем скульптуры в России.
Петр I оставил после себя также солидную и уникальную коллекцию оружия, которая легла в основу созданной в 1810 г. Оружейной палаты Московского Кремля, получивший более 3000 образцов оружия.
Камергер Петра Кологривов по всему свету скупал живопись, статуи. Так уже в 1725 г. в Петергофе насчитывалось 204 картины видных художников Запада.
Знатные придворные, промышленники, подражая царю, собирали древности, картины. Среди них князья и графы: Головин, Гагарин, Демидов, Голицын, Остерман.
Так позднее после смерти Шереметева в музеи было передано, собранных им 28 картин, от Чернышова – 89, от Разумовского – 43, от Шувалова – более 200.
Искусными коллекционерами, владельцами крупных библиотек и любителями книг, в России проявили себя императрица Екатерина II, президент Российской академии Е. Дашкова, просветитель, журналист, сатирик, книгоиздатель Новиков, ученый М.Ломоносов, историки Щербашов, Татищев, патриархат России, Румянцев, Чертков, декабристы.
Так после кончины М.В.Ломоносова в его библиотеке обнаружено более 600 научных книг, лишь 120 из них на русском языке. Остальные на латинском, греческом, немецком, французском.
Уникальную и ценнейшую библиотеку собрал историк Татищев, тем что он скупал многие частные библиотеки, старинные рукописи, редкие издания.
Значительно пополнила художественные ценности императрица Екатерина II. В 1764 г. она в возмещение долга от берлинского купца Гоцковского принимает собрание 225 картин. Затем по рекомендации Дитро она покупает собрание коллекционера Брюля из Дрездена – 352 картины. Позже ее миссионеры скупают в Париже, Венеции, Лондоне коллекции картин у Аведа, Жюльена де Виллета, Шуазеля. Только у Кроза было куплено 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1500 резных камней, собрание итальянской майолики. Все это поступало в Эрмитаж, который через 20 лет от основания насчитывал 2685 картин.
Меценатство также носило и различную другую направленность. Так по почину Н.И. Новикова частные лица основывали училища и школы для бедных детей, и строят В Петербурге и Москве.
Многие состоятельные и образованные люди еще в XVII – XVIII веках давали кров актерам и организовывали работу театров. Театры (крепостные) имели граф Шереметев, Воронцов, князь Голицын, князь Черкасский, Юсупов. Размещались они в их подмосковных усадьбах, которые стали в России центрами общения художников, литераторов, музыкантов, актеров.
Ни одно крупное общественное событие не проходило мимо усадьбы Шереметева «Останкино». В июле 1795 г. в ней чествовали победителей в войне с Турцией, в 1797 г. принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 г. в день коронации Останкино посетил император Александр I.
Шереметев содержал один из лучших и больших «частных театров», насчитывающих более 170 человек. В нем были талантливые актеры: певица Ковалева (Жемчугова), балерина Шлыкова (Гранатова), директором театра был композитор 18 века Дектерев. Для обучения актеров Шереметев приглашал лучших актеров того времени: Дмитриевского, Плавильщикова, Шушерина, Сандунова, Синявскую. Репертуар включал свыше 100 драм, комедий, опер, балетов русских и иностранных композиторов Бортнянского, Матинского, Сальери.
Часто ставились спектакли, не шедшие на профессиональной сцене. Декорации писали крепостные художники Мухин, Калинин, Фунтусов. Крепостной инженер-самоучка добился технически за 30 минут превращения сценического зала в зал для танцев и банкетов. Этот зал единственный в Европе, сохранившийся в первозданном виде, как уникальное сооружение 18 века.
Крупным очагом культуры конца XVIII начала XIX века можно назвать Архангельское – усадьбу князя М.Б. Юсупова, коллекционера, любителя искусства.
Архангельское с 1650 г. принадлежало: Шереметеву, затем по родству – Одоевским, Черкасским, в 1703 г. – князю Голицыну, 1809 г. помещику Н.Б. Юсупову. Это образованный и богатейший помещик, имел 20 тыс. крепостных, 20 имений в губерниях России. Будучи за границей завел обширные знакомства с писателями, художниками, философами, начал собирать картины, книги, скульптуру, гравюры.
Его театр имел труппу до 20 актеров, ставились балеты «Севильский цирюльник», «Сварливые жены», «Синяя борода». Его оркестр часто приглашался в аристократические дома. Театр славился декорациями Пьетро Ганзага – их было более 10. Среди актеров театра была певица Анна Борунова, балерина Анна Рабутовская, Софья Малинкина.
С 1811 г. князь Юсупов привез во дворец Архангельское более 500 картин крупных мастеров. Его мастера в поместье реставрировали и копировали картины, расписывали фарфор, расписывали залы. Среди них Политаев, Ткачев, Шебанин.
С 1818 г. Юсупов организует художественную школу, которая за 13 лет подготовила 59 художников.
XIX век всемирно известен художественными достижениями, ценностями, которые создала плеяда художников: Репин, Перов, Серов, Поленов, Верещагин, Соврасов, Левитан, Крамской, Ге и другие.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры