logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции

Семью миллионеров Рябушинскик знали в Москве хорошо. Глава семейства Павел Павлович был известным предпринимателем, его называли Рокфеллером.

Его предприимчивые сыновья ворочали миллионами и умножали отцовские капиталы, вкла­дывая их вовсе новые отрасли - банковское дело, автомобилестроение, стекольную, льняную промышленность.

Нужно отметить, что семья Рябушинских была большая – 8 братьев и 5 сестер. Все кроме брата Николая занимались предпринимательством, владели крупным капиталом, большие суммы отчисляли на благотворительные расходы. Содержали больницу, богадельню, ясли, школу при фабрике, народную столовую на 300 человек ежедневно, убежище для вдов и сирот купеческого мещанского сословий христианского вероисповедания.

Четверо сыновей, окончив Академию практических наук, пройдя стажировку за границей, работали в родительском деле. Позже к ним присоединились еще три брата. Некоторые из них занимались наукой, были уважаемыми и узнаваемыми людьми.

Однако совсем другим был Николай – любил увеселения, ленился работать, не разделял устремлений братьев, легко шел по жизни, жил на их средства, хорошо модно одевался, старался быть ближе к богеме, подражая Сергею Дягилеву. В Москве часто устраивались художественные выставки под названием «Голубая роза», «Алая роза». Выставки художников объединившихся вокруг журнала «Мир искусства», оформлялись изысканно, красиво. В них участвовали в основном 14 художников: Кузнецов, Уткин, Сапунов, Сарьян, Крымов, Рябушкинский, Судейкин и другие.

В отличие от Щукина и братьев Морозовых, увлекавшихся французским художествен­ным авангардом, Николай Рябушинский связал свою меценатскую деятельность с отечест­венным искусством, с тем его направлением, которое ориентировалось на модные тогда идеи символизма. Он стремился стать организатором этого нового направления, поднять его зна­чения и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. Дюжую, уверенную фигуру Рябушинского, одетую в смокинг либо в костюм от модного портного, его окаймленное ру­сой бородкой румяное лицо всегда можно было видеть на всех театральных премьерах, на каждом вернисаже - везде, где собиралась художественная знать Москвы.

Николай Павлович стремился быть как можно заметнее на фоне этого избранного об­щества, котел чтобы принимали «за своего» в среде творческой богемы, к которой он пытал­ся приобщиться, пробуя себя в разных жанрах: писал статьи и рецензии по вопросам искус­ства, сочинял музыку и даже издал книжечку лирических стихов под псевдонимом «Н.Шинский». Занимался и живописью. Николай Павлович любил устраивать приемы и раз­личные увеселения у себя на вилле «Черный лебедь», о которой ходили необыкновенные ис­тории. Убранство виллы было великолепным, а сюрпризы ждали на каждом шагу, все это делалось на средства братьев.

Под стать Николаю по экстравагантности и стремлению «поразить Москву» была лишь сестра Евфимия. Николай Павлович был частным гостем в доме сестры, постоянным участ­ником ее светских затей. Он совершенно абстрагировался от деловой активности братьев.

В противоположность старшим братьям Павлу и Владимиру, игравшим активную роль в создании партии октябристов и прогрессистов, Николай испытывал отвращение к политике. Он жил в мире искусства.

В литературно - художественных кругах Николай Павлович добился столь желанной ему известности. Он был единственным из всех своих братьев, чье изображение красовалось в изданном в 1907 г. фотоальбоме «Современная Россия в портретах и биографиях выдаю­щихся деятелей"» Этой чести не удостоились ни Щукины, ни Морозовы, ни Бахрушины, которые своим упорным трудом, с любовью к Отечеству, собирали, хранили, приумножали лучшие образцы художественного творчества, передавая их либо в дар Москвы, либо России.

Итак, Россия очень богата талантами, создателями духовных ценностей, но не менее богата она собирателями, коллекционерами этик ценностей.

Такие фигуры, как Третьяковы, Щукины, Бахрушины, Рябушинские, Мамонтов и другие, способствовали развитию, обогащению, утверждению в русской культуре художественных талантов, различных направлений искусства.

Хотя меценатство и благотворительность нередко служили средством удовлетворения тщеславия и купеческих амбиций, но по масштабам пожертвований, милосердия, благотво­рительности, бескорыстия купцам не было равных. Культура России многим обязана им за собирательство, комплектование шедевров искусства в одних местах, родовых гнездах, усадьбах.

Меценаты, занимаясь своим делом, также играли важную роль в политической жизни страны, внося посильный вклад в развитие политического сознания, влияя на мировоззрение масс через культурную сферу, опираясь на национальные традиции, оставляя будущему по­колению достойное наследие, чем обогащали общественную жизнь, обоготворяли ее.