logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.

Истории щукинской династии как нельзя более соответствует образ традиционного пути московских купеческих семей. Престиж и влияние И.В.Щукина в Москве были, по признанию Бурышкина, чрезвычайно велики. «Это был, несомненно, один из самых - не побоюсь сказать - гениальных русских торгово-промышленных деятелей» - так писал о И.В.Щукине летописец московского купечества П.А. Бурышкин.

Характер И.В.Щукин имел яркий и противоречивый: человек с одной стороны, глубоко религиозный, политический консерватор, с другой славившийся экстравагантным образом жизни, тративший огромные деньги на изысканные кушанья, дорогие вина и сигареты, долгий, трудный путь предшествовал рождению одного из первых значительных творений семейства Щукиных. В 1878 году был основан торговый дом «И.В.Щукин с сыновьями». Каждый из братьев Щукиных, несмотря на одинаковые условия формирования личности, обладал индивидуальным складом характера, и судьбы их сложились по-разному. Взгляды на продолжение дела отца у каждого из сыновей Ивана Васильевича были разными.

Первенец Щукиных, Николай, не имел особой склонности к коммерции. Он увлекался коллекционированием изделий из серебра. Жизненный дальнейший путь Николая в духовном плане был очень ограничен. Его больше интересовали карты, чем идеалы, присущие его младшему брату.

Второй сын, Петр, еще в пансионате Горста не пробыв и года, как отец оторвал его от занятий и взял с собой за границу, чтобы познакомить с работой зарубежных текстильных фирм. От материнской родни Петр унаследовал страсть к коллекционированию. Правда, ему не хватало знаний и вкуса, поэтому коллекция его отличалась бессистемностью, разношерстностью и случайностью Начало ей было положено в Лионе, где Петр приобрел несколько редких французских книг, литографии и гравюры. Следующим этапом вхождения его в искусство стало зарождение особого интереса к культуре стран Востока, Персии, Индии, Китая, Японии.

Затем он стал разыскивать следы восточного влияния на русскую культуру и, в конце концов, занялся коллекционированием предметов русской старины и памятников прикладного искусства. Первым камнем, заложенным в основу этой коллекции, стал по случаю купленный П.Щукиным на Нижегородской ярмарке старинный серебряный ковш, пожалованный в 1764 г. императрицей Елизаветой Петровной атаману Яицкого войска Ф.А. Бородину. В коллекцию Петра входили не только шедевры прикладного искусства, но и письменные материалы, ставшие впоследствии значительной находкой для историков.

В итоге, П.И. Щукин стал обладателем 46 архивов личного происхождения, и каких только громких фамилий здесь не было: графы Воронцовы, князья Шаховские, легендарные богачи Демидовы, генерал Ермолов и многие другие. Особую ценность коллекции составляло огромное рукописное собрание. Оно включало Евангелия, начиная с XIII века, сказания, список радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» письма И.С. Тургенева и многие, другие ценнейшие рукописи.

Гордостью коллекционера был обширный комплекс, относящийся к войне 1912 года. Петру Ивановичу удалось приобрести личные архивы декабристов Д.И. Завалишина, С.И. Кривцова, М.М. Муравьева-Апостола. И в наши дни, собранные Щукиным материалы - неоценимые источники для исследователей. Постепенно оттачивалось чутье, пополнялись задания коллекционера. «Щукин П.И. серьезнейший собиратель из всех мне известных", - писал А.П. Бахрушин. Потому что он не собирал ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Особый подход к выбору экспонатов для своей коллекции сыграл немаловажную роль в создании одного из самых известных музеев России.

Решив разместить коллекцию в особом музее, он в 1891 г. купил кусок земли на Малой Грузинской улице и пригласил архитектора Б. Фрейденберга. За 16 месяцев, к сентябрю 1893 г. здание было выстроено.

В 1896 г. музей открылся для посетителей. Но коллекция продолжала расти, и через два года по проекту А. Эрихсона рядом с первым зданием было сооружено другое. В 1905г. рядом с ними появилось еще одно строение - одноэтажный музейный склад.

Весной 1905 г. Петр Иванович подарил Историческому музею «собственно свое владение». Перечень подаренной Историческому музею коллекции насчитывал 23911 номеров.

В конце жизни Петр Щукин написал и опубликовал в пяти «Щукинских сборниках» свои воспоминания.

Брат его, Сергей Иванович Щукин, родившийся в 1852 году, был всего на год моложе Петра. Отец с самого детства не рассчитывал на третьего сына, как на продолжателя щукинского дела. Но вопреки ожиданиям отца, Сергей стал одним их талантливейших предпринимателей, хотя не брезговавший авантюрными средствами. В частности в 1905 году, в разгар всероссийской стачки, когда вся страна была охвачена революционным пожаром, Сергей Иванович, по свидетельству его сына, под шумок скупил весь имевшийся в наличии мануфактур товар (ситец), овладел, таким образом, рынком. Когда московское восстание было подавлено, он взвинтил цены и в результате нажил себе на этом целое состояние. После этого порядочные купцы долго не подавали ему руки и не принимали в свое сообщество.

Как коллекционер С. Щукин был весьма горячо заинтересован в искусстве французских импрессионистов и постимпрессионистов, которых во Франции не понимали и не принимали.

Он был завсегдатаем французских художественных салонов, и по каким –то внутренним качествам умел отбирать самое лучшее, талантливое.

Среди первых произведений были картины Уистлера, Пюви Шавана, Синьяка. Приобретены 13 картин Клода Моне, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки», «Белые кувшинки», «Завтрак на траве». А также многие работы Матисса Сарьяна, Гогена, Сезанна, Дега, Писарро, Ренуара, Синьяка, Тулуз-Лотрека, а также Пикассо.

В ночь кончины его жены Лидии Григорьевны С. Щукин решил пожертвовать коллекцию в дар Москве, что выразил в завещании позднее в 1909 году.

В феврале 1917 г. С. Щукин попытался вновь использовать напряженное положение в стране и проделать тот же фортель с мануфактурным товаром, что и в 1905 году. Но на этот раз коммерческая афера не удалась, и неудачливый «игрок» поплатился более чем миллионом рублей.

В январе 1918 г. в период борьбы с советской властью С. Щукин вместе с другими торгово-промышленными магнатами был арестован. Однако следствие установило его непричастность к организации саботажа, и он вышел на свободу.

Вскоре по коллекции было принято решение – превратить дом Щукина в Большом Знаменском переулке в музей современного искусства, и был открыт для посещения широких народных масс. Декрет о переходе коллекции в собственность государства был подписан В.И. Лениным в декабре 1918 г. Щукину было предложено быть хранителем музея и экскурсоводом.

В 1919 г. С. Щукин для воссоединения с новой женой уехал во Францию предварительно решив вопрос в Комиссии по сохранению памятников о назначении хранителем музея мужа дочери – Михаила Павловича Келера.

Эта знаменитая коллекция французской живописи часто выставляется за рубежом. Дважды коллекция французских импрессионистов, будучи во Франции, арестовывалась по настоянию и требованию племянницы С. Щукина.

В газетной статье «Мадам Щукина сердится» сообщалось, что она предъявляет претензии к Советскому Союзу как владельцу коллекции, что лишь она является наследницей дяди, и коллекция должна быть ей передана. Но оба раза через суды коллекцию удавалось спасать и вывозить из Франции.

В 20-е годы ходили слухи, что С. Щукин хочет судебным порядком вызволить свою коллекцию. Но он на вопрос П. А. Бурышкина с волнением ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, моя коллекция должна оставаться там».

Умер С.И. Щукин в возрасте 84-х лет в Париже в 1936 г. Он оставил в дар России гениальную коллекцию, за что его заслуженно называют «нашим гениальным купцом-меценатом».