Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
Истории щукинской династии как нельзя более соответствует образ традиционного пути московских купеческих семей. Престиж и влияние И.В.Щукина в Москве были, по признанию Бурышкина, чрезвычайно велики. «Это был, несомненно, один из самых - не побоюсь сказать - гениальных русских торгово-промышленных деятелей» - так писал о И.В.Щукине летописец московского купечества П.А. Бурышкин.
Характер И.В.Щукин имел яркий и противоречивый: человек с одной стороны, глубоко религиозный, политический консерватор, с другой славившийся экстравагантным образом жизни, тративший огромные деньги на изысканные кушанья, дорогие вина и сигареты, долгий, трудный путь предшествовал рождению одного из первых значительных творений семейства Щукиных. В 1878 году был основан торговый дом «И.В.Щукин с сыновьями». Каждый из братьев Щукиных, несмотря на одинаковые условия формирования личности, обладал индивидуальным складом характера, и судьбы их сложились по-разному. Взгляды на продолжение дела отца у каждого из сыновей Ивана Васильевича были разными.
Первенец Щукиных, Николай, не имел особой склонности к коммерции. Он увлекался коллекционированием изделий из серебра. Жизненный дальнейший путь Николая в духовном плане был очень ограничен. Его больше интересовали карты, чем идеалы, присущие его младшему брату.
Второй сын, Петр, еще в пансионате Горста не пробыв и года, как отец оторвал его от занятий и взял с собой за границу, чтобы познакомить с работой зарубежных текстильных фирм. От материнской родни Петр унаследовал страсть к коллекционированию. Правда, ему не хватало знаний и вкуса, поэтому коллекция его отличалась бессистемностью, разношерстностью и случайностью Начало ей было положено в Лионе, где Петр приобрел несколько редких французских книг, литографии и гравюры. Следующим этапом вхождения его в искусство стало зарождение особого интереса к культуре стран Востока, Персии, Индии, Китая, Японии.
Затем он стал разыскивать следы восточного влияния на русскую культуру и, в конце концов, занялся коллекционированием предметов русской старины и памятников прикладного искусства. Первым камнем, заложенным в основу этой коллекции, стал по случаю купленный П.Щукиным на Нижегородской ярмарке старинный серебряный ковш, пожалованный в 1764 г. императрицей Елизаветой Петровной атаману Яицкого войска Ф.А. Бородину. В коллекцию Петра входили не только шедевры прикладного искусства, но и письменные материалы, ставшие впоследствии значительной находкой для историков.
В итоге, П.И. Щукин стал обладателем 46 архивов личного происхождения, и каких только громких фамилий здесь не было: графы Воронцовы, князья Шаховские, легендарные богачи Демидовы, генерал Ермолов и многие другие. Особую ценность коллекции составляло огромное рукописное собрание. Оно включало Евангелия, начиная с XIII века, сказания, список радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» письма И.С. Тургенева и многие, другие ценнейшие рукописи.
Гордостью коллекционера был обширный комплекс, относящийся к войне 1912 года. Петру Ивановичу удалось приобрести личные архивы декабристов Д.И. Завалишина, С.И. Кривцова, М.М. Муравьева-Апостола. И в наши дни, собранные Щукиным материалы - неоценимые источники для исследователей. Постепенно оттачивалось чутье, пополнялись задания коллекционера. «Щукин П.И. серьезнейший собиратель из всех мне известных", - писал А.П. Бахрушин. Потому что он не собирал ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучивши его по книгам. Особый подход к выбору экспонатов для своей коллекции сыграл немаловажную роль в создании одного из самых известных музеев России.
Решив разместить коллекцию в особом музее, он в 1891 г. купил кусок земли на Малой Грузинской улице и пригласил архитектора Б. Фрейденберга. За 16 месяцев, к сентябрю 1893 г. здание было выстроено.
В 1896 г. музей открылся для посетителей. Но коллекция продолжала расти, и через два года по проекту А. Эрихсона рядом с первым зданием было сооружено другое. В 1905г. рядом с ними появилось еще одно строение - одноэтажный музейный склад.
Весной 1905 г. Петр Иванович подарил Историческому музею «собственно свое владение». Перечень подаренной Историческому музею коллекции насчитывал 23911 номеров.
В конце жизни Петр Щукин написал и опубликовал в пяти «Щукинских сборниках» свои воспоминания.
Брат его, Сергей Иванович Щукин, родившийся в 1852 году, был всего на год моложе Петра. Отец с самого детства не рассчитывал на третьего сына, как на продолжателя щукинского дела. Но вопреки ожиданиям отца, Сергей стал одним их талантливейших предпринимателей, хотя не брезговавший авантюрными средствами. В частности в 1905 году, в разгар всероссийской стачки, когда вся страна была охвачена революционным пожаром, Сергей Иванович, по свидетельству его сына, под шумок скупил весь имевшийся в наличии мануфактур товар (ситец), овладел, таким образом, рынком. Когда московское восстание было подавлено, он взвинтил цены и в результате нажил себе на этом целое состояние. После этого порядочные купцы долго не подавали ему руки и не принимали в свое сообщество.
Как коллекционер С. Щукин был весьма горячо заинтересован в искусстве французских импрессионистов и постимпрессионистов, которых во Франции не понимали и не принимали.
Он был завсегдатаем французских художественных салонов, и по каким –то внутренним качествам умел отбирать самое лучшее, талантливое.
Среди первых произведений были картины Уистлера, Пюви Шавана, Синьяка. Приобретены 13 картин Клода Моне, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки», «Белые кувшинки», «Завтрак на траве». А также многие работы Матисса Сарьяна, Гогена, Сезанна, Дега, Писарро, Ренуара, Синьяка, Тулуз-Лотрека, а также Пикассо.
В ночь кончины его жены Лидии Григорьевны С. Щукин решил пожертвовать коллекцию в дар Москве, что выразил в завещании позднее в 1909 году.
В феврале 1917 г. С. Щукин попытался вновь использовать напряженное положение в стране и проделать тот же фортель с мануфактурным товаром, что и в 1905 году. Но на этот раз коммерческая афера не удалась, и неудачливый «игрок» поплатился более чем миллионом рублей.
В январе 1918 г. в период борьбы с советской властью С. Щукин вместе с другими торгово-промышленными магнатами был арестован. Однако следствие установило его непричастность к организации саботажа, и он вышел на свободу.
Вскоре по коллекции было принято решение – превратить дом Щукина в Большом Знаменском переулке в музей современного искусства, и был открыт для посещения широких народных масс. Декрет о переходе коллекции в собственность государства был подписан В.И. Лениным в декабре 1918 г. Щукину было предложено быть хранителем музея и экскурсоводом.
В 1919 г. С. Щукин для воссоединения с новой женой уехал во Францию предварительно решив вопрос в Комиссии по сохранению памятников о назначении хранителем музея мужа дочери – Михаила Павловича Келера.
Эта знаменитая коллекция французской живописи часто выставляется за рубежом. Дважды коллекция французских импрессионистов, будучи во Франции, арестовывалась по настоянию и требованию племянницы С. Щукина.
В газетной статье «Мадам Щукина сердится» сообщалось, что она предъявляет претензии к Советскому Союзу как владельцу коллекции, что лишь она является наследницей дяди, и коллекция должна быть ей передана. Но оба раза через суды коллекцию удавалось спасать и вывозить из Франции.
В 20-е годы ходили слухи, что С. Щукин хочет судебным порядком вызволить свою коллекцию. Но он на вопрос П. А. Бурышкина с волнением ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, моя коллекция должна оставаться там».
Умер С.И. Щукин в возрасте 84-х лет в Париже в 1936 г. Он оставил в дар России гениальную коллекцию, за что его заслуженно называют «нашим гениальным купцом-меценатом».
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры