1.4.3. Нормы и ценности культуры
Важнейшими компонентами картины мира наряду с интуитивными представлениями, образным строем, архетипами, способами мировосприятия являются культурные нормы и ценности. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они формируются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Так, требования нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что можно, а что нельзя. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и существующие в виде реальных норм поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.
Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье.
Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.
В патриархальной семье дети рано начинали трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. В современной семье дети — прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духовных ориентаций в семье приводит к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-культурным центром развития личности. Для молодежи это изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.
Культурная картина мира и по своему генезису, и содержательно включает ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. То же самое можно сказать и о каждом типе культуры. Так, в Античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в Средние века — религиозно-нравственный, в Новое время — стоимостный подход. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.
Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:
+ витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество
жизни, уровень потребления, экологическая безопасность; + экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;
+ социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
+ политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир;
+ моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим; + религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное
Писание и Предание; + эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.
- Тема 1.2. Единство исторического и логического в понимании культуры
- 1.2.1. Античные представления о культуре
- 1.2.2. Понимание культуры в Средние века
- 1.2.3. Осмысление культуры в европейской философии Нового времени
- 1.3.1. Обшая характеристика культурологических исследований XX в.
- 1.3.2. Культурологическая концепция о. Шпенглера
- 1.3.3. Культурологическая концепция к. Ясперса
- 1.3.4. Интеграционная теория культуры п. Сорокина
- 1.3.5. Психоаналитические концепции культуры
- 1.4.1. Основные подходы к анализу сущности культуры
- 1.4.2. Морфология культуры
- 1.4.3. Нормы и ценности культуры
- 1.4.4. Функции культуры
- 1.5.1. Устойчивость и развитие в культуре
- 1.5.2. Типы культурных изменений. Прогресс в культуре
- 1.5.3. Социокультурный кризис и пути выхода из него
- 1.6.1. Понятие культурной картины мира
- Сущность мифосознания
- Культурные универсалии и концепты