logo search
контрольный текст )

Богородская резьба

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…»

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становление богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Развитие

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов — период расцвета богородского резного кустарного промысла.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.

Советское время

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественног уклада стимулировало мастерров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.

Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики — в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л. Дайн еще в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «… маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.»

В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители — все эти факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы».

В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

Современность

В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.

Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки.