logo search
kulturol_posobie_Anokhina

С.Т. Морозов в политике и театре.

Савва Тимофеевич Морозов принадлежит к числу необычных, удивительных людей, достойных памяти народа. Его деятельность протекала в бурное время: рушились старые авторитеты, архаичные представления, взгляды новое неумолимо врывалось в повседневную жизнь. Родившийся и выросший в консервативной среде, он во многом преодолел религиоз­ные и кооперативные предрассудки, смог понять или почувствовать насущные задачи обще­ственного развития.

Многими своими поступками он высоко поднялся над породившей его средой. 9 января 1905 г. Морозов вместе с Горьким был очевидцем «кровавого воскресенья» в Петербурге и не мог оставаться безучастным. Вернувшись в Москву, Морозов на несколько дней уединил­ся в своем особняке, составляя программу неотложных социальных и политических реформ, хотя его никто не уполномочивал.

Этот документ заслуживает особого внимания. В его тексте говорится, что большое внимание общества привлекли повсеместные забастовки рабочих, они приостанавливают работу, ссылаясь на недовольство экономическими условиями жизни, а потом собираются в отдельные группы и предъявляют уже политические требования. Продолжая анализировать, Морозов пишет, что отсутствие в стране закона, невежество народа, опека бюрократии- все это задерживает развитие хозяйственной жизни в стране и порождает в народе глухой про­тест против того, что его гнетет и давит.

Далее им выдвигались конкретные предложения: свобода слова, печати и союзов; от­мена карательных мер за забастовки; всеобщее равноправие; неприкосновенность личности и жилища; обязательное школьное обучение; привлечение к разработке любых законо­проектов представителей всех классов; общественный контроль за бюджетом. По сути дела, речь шла о необходимости введения в России конституционной формы правления.

За 20 лет до «Морозовской стачки» 1885 г., когда к управлению пришел С.Т.Морозов, положение рабочих изменилось: были отмечены штрафы, повышены расценки, построены новые спальни для рабочих, учреждены стипендии для учащихся.

Но настоящие заслуги Морозова перед потомками измеряются его деяниями в области национальной культуры. Он оказал неоценимую поддержку Московскому художественному театру в самый тяжелый период его становления.

Чрезвычайно важны и показательны основные принципы деятельности Художественно­го театра, которые были сформулированы в уставе товарищества. Театр должен обязатель­но сохранять характер общедоступного, с ценами на билеты более низкими, чем в боль­шинстве других драматических театрах, а репертуар театра должен придерживаться пьес, имеющих общественный интерес. Не погоня за коммерческими доходами любой ценой, а именно общественная значимость спектаклей ставилась в центр деятельности.

Первые обращения Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Немировича-Данченко к С.Т. Морозову о благотворительности в пользу создаваемого художественного театра нашли живейший отклик. Он выделил средства. В 1898 г. в театре в здании в Каретном ряду ставился спектакль «Царь Федор Иоанович».

И всю оставшуюся жизнь С.Т.Морозов не только спонсировал деятельность театра, но и принял в нем усердное участие. Когда театр стал разрастаться он сам подыскал для него лучшее и подходящее здание, которое сдавал внаем нефтепромышленник Г.Д.Лианозов на 12 лет. Здание на средства С.Т.Морозова было перепроектировано, отремонтировано, многие называли его шедевром, обращая внимание на вращающуюся сцену, вентиляцию, осветительную систему, зрительный зал на 1100 мест, выдержанный в земновато-оливковой гамме, занавес с распростершей крылья белой чайкой, с портретами писателей, близких театру по духу. Расходы С.Т.Морозова на Художественный театр составили около 500 тыс. рублей.

Позднее, все глубже вникая не только в хозяйственную, но и художественную среду театра, где разошелся идейно с руководителями театра, уехал за рубеж и в 43 года покончил с жизнью. Его внук Савва написал книгу «Дед умер молодым».