logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Русские историки и культура.

Русская интеллигенция, представителями которой являются историки, всей своей жизнью, своим отношением к людям, работой, показывала пример высокой нравственности и культуры.

Н.М. Карамзин в одной из своих работ писал: «Каждый писатель должен помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский: развивать идеи, указывать новые красоты в жизни, питать душу моральными удовольствиями и сливать ее в сладких чувствах с благом других людей». Сам Карамзин в течение всей жизни помогал русскому народу в понимании культуры, как своей страны, так и других стран.

Ученый-историк издавал ежемесячный «Московский журнал», в котором знакомил читателей с литературными произведениями современников, а также с иностранной литературой. Он писал, что в России литература может быть еще полезнее, нежели в других землях: "чувства в нас новее и светлее, изящное тем сильнее действует на сердце и тем более плодов приносит. Сколь благородно, сколь утешительно помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский».

Н.М. Карамзин был участником и свидетелем европейского просветительного движения, и по мере сил своих – как переводчик, автор и издатель журнала он распространял идеи Просвещения и надеялся, что тем способствует делу нравственного воспитания соотечественников. Н.М. Карамзин считал, что только Просвещение способно воспитать человека. "Просвещение есть палладиум благонравия", - писал Карамзин. Оно формирует добродетель. Науки и искусства нужны людям: как «златое солнце сияет для всех на голубом своде и все живущие согреваются его лучами», так и просвещение – науки и искусства – нужны и целительны всем: «и властителю и невольнику».

Одним из основных направлений в исследованиях В.О. Ключевского была история русской культуры. Особенно он уделял внимание оценке дворянской культуры. Он охарактеризовал систему дворянского воспитания, роль передовой французской литературы и психологическое внимание ее идей в условиях крепостной действительности. Ученый отмечал, что духовные запросы в среде дворянского общества находились на крайне низком уровне и идеи Просвещения очень туго усваивались им. В.О. Ключевский проповедовал культуру, читая лекции, которые привлекали большое количество слушателей, многие из которых стали преемственниками его идей. В.О. Ключевский подходил к культуре с исторической точки зрения – на примерах исторических личностей, самих событий истории.

Н.И. Костомаров, занимаясь изучением истории украинского народа, стремился в своих исследованиях донести культуру и традиции украинского народа русским. Он изучал украинские былины, песни. Костомаровым было написано ряд работ о подвижниках украинской культуры: Т.Г. Шевченко, П.А. Кулеше, Сковороде, Максимовиче. Н.И. Костомаров призывал к изучению украинского языка и преподаванию на народном языке в Южной России. Он отстаивал в печати «Проект открытых университетов» для всех, включая женщин, со свободой преподавания и обучения.

Таким образом, видно, что ученые-историки внесли великий вклад в распространение культуры и просвещение русского народа.