27. Неопластицизм и деятельность группы «Де Стейл».
Новый язык форм в архитектуре начала XX века выкристаллизовывается из работ одновременно возникающих творческих групп и движений. Огромное влияние не только на архитектуру, живопись и прикладное искусство, но и на формирование новой области – дизайна оказывает деятельность группы «Стиль», созданной в 1917 году группой голландских архитекторов и художников на основе одноименного журнала «Де Стайл», выходящего с 1917 по 1928 год. Крупнейшими представителями направления являются теоретики авангардистского искусства, выдающиеся голландские художники П. Мондриан и Т. Ван Дусбург и архитектор Г. Ритфелд.
Освоив программы кубистов, П. Мондриан ещё в 1911 году создаёт серию рисунков от реалистической зарисовки объекта до полного превращения его в геометрическую схему на основе «прямоугольной живописи», названной им неопластицизмом.
Неопластицизм – одна из первых разновидностей абстрактного искусства, его геометрическая версия, исключающая трехмерное пространство и криволинейные очертания и предполагающая полную реформу палитры. Согласно взглядам теоретиков группы «Стиль», первоначальный «чистый цвет» должен абстрагироваться от естественных природных цветов, быть плоским и являться одним из основных цветов спектра. По мнению П. Мондриана, тремя главными цветами являются жёлтый (движение луча солнца – вертикаль), синий (горизонтальный небесный свод) и красный – соединение жёлтого и синего. Посткубистская композиция Т. ван Дусбурга, выполненная им в 1922 году, построенная в соответствии с математическими соотношениями, отвечает убеждённости художников группы «Стиль», что лишь на основе математических формул и абстрактной обобщённости можно передать гармонию и совершенство Космоса, освободившись от материальности мира. Горизонтали и вертикали образуют плоскости, окрашенные в основные цвета. Выверенное математикой взаиморасположение плоскостей, подкреплённое цветом, создаёт впечатление абсолютной композиционной уравновешенности. Подобное переосмысление подхода к творчеству должно способствовать, по мнению автора, изменению самой жизни.
Архитектоническая сущность нового движения предугадана столяром-краснодеревщиком Г. Ритфелдом, создавшим в 1917 году знаменитый красно-синий стул с чёрным каркасом, который как бы развернул в пространстве картины художников. Его «потомки» в лице предметов обихода, включая подвесные светильники, предвосхитили архитектурную среду «элементаризма», создающего эффект бесконечного ряда координат в пространстве. Огромное влияние на деятельность группы оказало сотрудничество с Э. Лисицким, который прибыл в Берлин в 1921году с вместе с И. Эренбургом с целью организации выставки русского авангардного искусства (Рис. 4.3.3). В том же году он издаёт в Берлине первый номер трёхъязычного международного журнала «Вещь», на обложке которого абстракция сочетается со стандартными элементами. Эта кажущаяся несовместимость абстрактных элементов с «вещественными», его «космическое» восприятие действительности, наряду с интересом к новым достижениям в технике, характеризуют работы Э. Лисицкого этого времени. Знакомство Т. ван Дусбурга с творчеством Э. Лисицкого кардинально меняет работы группы «Стиль», в том числе и Г. Ритфелда, мебель которого становится более «вещественной», удобной, конструктивно надёжной. Созданная Т. ван Дусбургом в 1923 году Архитектоническая композиция предваряет программное произведение группы – Жилой дом в Утрехте, созданный в 1924 году по проекту Г. Ритфелда. В этом произведении в наибольшей степени отразились не только теоретические программы лидеров группы, но и безусловное влияние взглядов Э. Лисицкого. Архитектура дома не объединяет разные функции в одном объёме, а как бы разбрасывает их из условного центра. Благодаря воображаемому четырехмерному пространству-высоте, ширине, глубине и времени, достигаемому с помощью открытых пространств, архитектура органично увязана с окружающей средой. Эта концепция является основополагающей в работах группы «Стиль».
Теоретические разногласия между П. Мондрианом, сторонником чистого искусства и другими членами группы, воспринявшими «вещественный» подход, учитывающий решение практических вопросов (учёт технических достижений, адресная роль цвета в архитектуре и т.п.) приводят к распаду группы со смертью Т. Ван Дусбурга, однако, в целом, влияние группы «Стиль», её стремление к универсальному порядку и обновлению архитектурного языка на новом этапе развития архитектуры оказали значительное влияние на умы архитекторов начала XX века.
- 4. Промышленное искусство второй половины XIX века.
- 5. Производственная программа Михаэля Тонета.
- 7. Формирование принципов средового дизайна в творчестве мастеров модерна.
- 8. Творчество Фрэнка Ллойда Райта.
- 9. Германский Веркбунд.
- 10. Фирменный стиль аэг.
- 11. Влияние художественного авангарда 1920-х годов на развитие дизайна.
- 12. Баухауз – первая школа дизайна.
- 14. Функционализм – направление в дизайне.
- 15. Конструктивизм – направление в советском искусстве и дизайне.
- 16. Органический дизайн.
- 17. Стайлинг 1930-х годов в сша и Европе.
- 19. Становление профессии дизайн.
- 22. Фирменные стили 1950 – 1970 гг. Стиль Оливетти, стиль Браун, Союзэлектроприбор.
- 23. Дизайн модернизма.
- 24. Массовая культура и поп-дизайн.
- 25. Дизайн сша рубежа XIX – XX веков.
- 26. «Движение искусств и ремесел».
- 27. Неопластицизм и деятельность группы «Де Стейл».
- 28. Ле Корбюзье – дизайнер.
- 29. Уильям Моррис – универсальный специалист в сфере проектирования предметного мира.
- 30. Стиль Браун.
- 31. Стиль Оливетти.
- 32. Системный дизайн Союзэлектроприбора.
- 33. Творчество Петера Беренса.
- 34. Творчество Алвара Аалто.
- 35. «Практическая эстетика» Готфирида Земпера.
- 36. Людвиг Мисс ванн дер Роэ – представитель международного стиля.
- 37. Дизайн постмодернизма.
- 38. Ведущие школы дизайна.
- 39. Направление Антидизайна.