4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
Наиболее значимые периоды древнегреческой культуры: протогреческий (культуры Эгейского мира и «Гомеровский» период), греческая архаика, греческая классика, а так же период эллинизма.
Протогреческая культура сформировалась на рубеже 3 – 2 тыс. до н.э., когда было заселено пространство, примыкавшее к Средиземному морю, где и образовалось три очага культуры – Минойская, Крито-Микенская и Киклатская (центр - Кикладский архипелаг) цивилизации.
Сведений о цивилизациях Эгейского мира сохранилось очень мало: в целом, культура этого периода представляла собой промежуточный этап между культурами Древнего Востока (с их статичностью, консерватизмом, строгой каноничностью) и культурой классической Античной Греции (с ее свободой, демократизмом, культом красоты). Сложившийся здесь государственный строй, по-видимому, напоминал восточные деспотии: во главе государства стоял царь-жрец, существовало патриархальное рабство. Искусство протогреческого мира имеет черты сходства с египетским (по художественным приемам, тематике), однако оно гораздо более жизнерадостно, менее сковано канонами, ему свойственна декоративность и динамизм. (Примерами протогреческого искусства могут служить фрески на стенах дворца в Кноссе – изображения критских женщин, так называемые «парижанки», фреска «Царь-жрец», а так же знаменитые львиные ворота в Микенах, украшенные рельефом с изображением 2-х львиц, окруженных огромными, громоздящимися один на другой каменными блоками).
Преобладали в протогреческом мире ахейцы (отголоски их могущества сохранила знаменитая поэма Гомера «Илиада», в которой повествуется об истории Троянской войны). Троянская война представляла собой крупный завоевательный поход ахейцев на важный торговый и стратегический пункт на малоазийском побережье.
К 15 в. до н.э. почти все цивилизации Эгейского мира перестали существовать – их постигли природные катаклизмы, оставшиеся же попали в полную зависимость к ахейцам. В свою очередь преобладанию ахейцев в Эгейском мире положило конец расселение на рубеже 12 – 11 в. до н.э. на этой территории новых племен – дорийцев. В культурном плане дорийцы значительно уступали ахейцам, однако, они противопоставили бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие.
Вплоть до 8 в. до н.э. на территории античной Греции (материковой и прилегающих островов) господствуют дорийцы, вследствие чего этот этап получил название дорического. С точки зрения экономики сделан шаг назад по сравнению с культурами Эгейского мира (наряду с процветанием скотоводства, в упадок пришли ремесла, неразвита торговля). Вместе с тем для дорического периода характерно создание условий, послуживших переходу от родового строя к организации полисного типа. К концу периода на смену наследственной власти пришла выборная.
Значимое место в культуре дорического (иначе царского или гомеровского) периода имеет эпос (сказания, основанные на мифе и реальных исторических событиях прошлого). В 8 веке до н.э. великий древнегреческий поэт Гомер создал первые эпические произведения Древней Греции – поэмы «Илиада» и «Одиссея». Автор воспевает далекие времена (вероятно относящиеся к цивилизациям Эгейского мира), восхищается жизненным устройством и подвигами ахейцев, стремясь передать слушателям чарующие видения давно исчезнувшего мира. Гомеровская «Илиада» повествует о событиях последних пятидесяти дней осады Трои (главные герои Агамемнон и Ахилл). «Одиссея» Гомера не имеет сквозной линии сюжета, повествует о возвращении героев на родину после победной осады Трои (Одиссей у нимфы Калипсо; Одиссей на пиру у феаков рассказывает о посещении Аида, о том, как обходил уловки Сирен, Сциллы и Харибды; Одиссей возвращается на Родину в Итаку, где расправляется с наглыми женихами его жены Пенелопы).
Основа гомеровских поэм – эпические предания, которые, вероятно, начали складываться еще в первой трети 1 тыс. до н.э., когда Греция, бедная и разоренная, переживала «темное» время после переселения с острова Балкан племен дорийцев. Гомеровский эпос вобрал в себя древние песни, мифы и исторические предания, преображенные фантазией и вымыслом поэта. В киклических поэмах (предосновах поэм Гомера) так же рассказывается о причинах троянской войны, о походе на Трою, о ее десятилетней осаде, о разрушении Трои с помощью деревянного коня, о соперничестве героев и, наконец, о возвращении героев на родину.
В произведениях Гомера родился новый человек – культурный герой новой эпохи. Он смел и мужественен, физически совершенен, подчиняется не чувству, но разуму. Героям Гомера всегда сопутствуют боги (например, Одиссею – мудрая Афина), но эта непосредственная связь с божеством не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками собственную жизнь (иной раз самостоятельность человека даже вызывает страх у богов). Герои Гомера нередко жестоки, хитры, мстительны и несовершенны, они – просто люди со своими слабостями, надеждами и стремлениями; они веселятся и страдают, любят и ненавидят, совершают подвиги и оплакивают близких.
Именно у Гомера появляется тема, впоследствии характерная для всей античной культуры – тема борьбы с судьбой («анаке»). Судьбу можно (и нужно) знать: для этого существуют прорицатели (пифии), предсказывающие будущее. А с известным уже можно и побороться – по крайней мере, постараться смягчить свою участь. Судьба всевластна и всесокрушающа, но герой (например, Ахиллес, Одиссей) может возобладать над судьбой, благодаря своей отваге. Героизм, утверждает великий Гомер, – тот путь, который делает человека свободным, отменяет исходно рабские предпосылки человеческого существования.
Классическая античность воспринимала произведения Гомера как идеал и образец для подражания, под знаком великого певца развивалась позднее не только древнегреческая, но и римская героическая поэзия (например, творчество Вергилия).
Последующие периоды древнегреческой культуры - архаический и классический, когда сформировались и воплотились на практике многие характерные особенности Античности. Архаическая культура Древней Греции датируется 7 – 5 в. до н.э., классическая – 5 – 4 в. до н.э. Греческая архаика знаменует собой эпоху становления античной цивилизации, греческая классика – эпоху расцвета греческой Античности. В эти периоды сложилась основы древнегреческого мировосприятия, проявившиеся в искусстве, мифологии, литературе и философии, социально-политическом устройстве.
Социально-политическая система античной Греции периода архаики и ранней классики – полисная демократия. Полис – город-государство, управляемый народным собранием и выборными органами. В классический период полисом руководило народное собрание, которое собиралось каждые 8-10 дней, повестка дня объявлялась заранее. Все права для участия в собраниях получали свободные граждане мужского пола с 18-ти летнего возраста. Собрание избирало так же различные руководящие полисом органы, например, стратегов (главное руководство полиса между собраниями; избирались не тайным, а открытым прямым голосованием), архонтов (ведали каждый в своей области жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами), совет пятисот, ареопаг (рассмотрение дел об убийствах, право отменять решения общего собрания) и т.д.
В классический период в Античной Греции сложилось два типа полисов - сельскохозяйственный аграрный полис с олигархическим устройством и малой долей рабского труда (примером может служить Спарта) и демократический полис с республиканским устройством (Афины). В 5 в. до н.э. возрастает значение Афин как политического центра союза 4-х ионийских племен. В период правления Перикла Афины становятся и духовным центром всего греческого мира.
Период эллинизма датируется 4 в. до н.э. – 1 в. н.э. Достаточно точно сущность этого этапа древнегреческой культуры характеризуют слова знаменитого римского философа и поэта Горация: «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила». Исторически этот период связан с завоевательной политикой и насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств (начинается с 334 г. до н.э. с завоеваний А.Македонского и условно заканчивается завоеванием римлянами последнего эллинистического государства). Эллинистический период греческой античности характеризуется кризисом полисной системы и, одновременно, кризисом древневосточных политических деспотий (процветает так называемая «эллинистическая монархия», сочетающая элементы полисной системы и древневосточных деспотий), кризисом искусства и философии, упадком экономической жизни. Вместе с тем происходит своеобразная экспансия сравнительно молодой демократичной греческой культуры на гораздо более древние восточные (Египет, государства Малой Азии), что позволяет сохранить ее своеобразие и ценностные установки.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?