История русского искусства
Византийские традиции Древнерусской иконописи XII-XIV вв.
Знаковая функция художественного символа в Древнерусском искусстве.
Система храмовых росписей в искусстве XII-XIV вв.
Функции и бытование икон в контексте народных верований и литературной традиции.
Теория «обратной перспективы» и ее отражение в иконописи XII-XVI вв.
Художественная культура великокняжеской Москвы XVI в. и творчество Дионисия.
Бронзовые врата св. Софии в Новгороде в контексте эволюции европейского романского стиля.
Иконография святых в Древнерусском искусстве XIII-XIV вв.
Образ Святого Николая Мирликийского в русском искусстве XII – XVII вв.
Проблема света в древнерусской монументальной живописи XIV – XV вв.
Тема Страшного Суда в русском искусстве XV – XVII вв.
Образы святых воинов в русской иконописи.
Проблема региональной специфики древнерусского зодчества домонгольского периода.
Скульптурные рельефы в убранстве храмов Владимиро-Суздальской земли XII – XIII вв.
«Благовещение» в русском и западноевропейском искусстве XII – XVI вв.
Тема Успения Богоматери в древнерусском искусстве.
Эволюция тяблового иконостаса в русском искусстве.
Монументальная живопись Новгорода XIV в.: проблемы иконографии и стиля.
Роль повествовательных циклов в монументальной живописи Ярославля XVII в.
Теоретические воззрения Симона Ушакова и Иосифа Владимирова и русское искусство XVI – XVII вв.
Строгановская школа иконописи: к вопросу о сложении и эволюции стиля.
Иконографическое и стилистическое своеобразие иконописной школы Новгорода и Пскова в XIV – XVI вв.
Творчество Симона Ушакова и новые тенденции в иконах XVII в.
Тема триумфов и апофеозов в искусстве эпохи Петра I.
Проблема сентиментализма и предромантизма в русском искусстве конца XVIII - начала XIX вв.
Критический реализм и его отражение в творчестве художников-передвижников.
«Медный всадник» М. Фальконе в контексте европейской и русской традиции.
Эволюция русского пейзажа конца XIХ – начала XX вв.
Графическое наследие О.А.Кипренского: проблема анализа и атрибуции.
Проблемы типологии и атрибуции русской гравюры XVIII века.
Русский гравированный портрет XVIII века: проблема образца и копии.
Проблемы авторства гравюры XVIII века.
Женские образы в русском акварельном портрете первой половины XIX в.
Женские образы в творчестве Кристины Робертсон.
Портретное творчество Ф. Крюгера в контексте эволюции русской школы XIX в.
Итальянские мотивы в русской живописи второй половины XVIII – первой половины XIX вв.
Голландские влияния в архитектуре Санкт-Петербурга и пригородов Петровского времени.
Русско-итальянские художественные связи и отечественное искусство XVIII века.
Русско-французские художественные связи и отечественная культура второй половины XVIII – первой половины XIX вв.
Русско-английские художественные связи и отечественное искусство XIХ века.
Женские образы в русской портретной живописи второй половины XVIII века.
Творчество А. Рослина в контексте эволюции европейского парадного портрета второй половины XVIII в.
Стилистика рококо в портретах иностранных мастеров в России середины XVIII в
Портретный жанр в творчестве русских художников первой половины XIX века: стилистические и композиционные особенности.
Исторический жанр в русской живописи первой половины XIX века: проблема стиля.
Эпоха сентиментализма и портретная живопись В.Л.Боровиковского.
Романтические тенденции в русском портрете начала XIX в.
Теория классицизма и ее отражение в русской исторической живописи XVIII – начала XIX вв.
Национальные мотивы в русской жанровой живописи первой половины XIX века.
Эволюция парадного акварельного портрета в России XIX века.
Вопросы становления и развития русской акварельной школы.
Архитектурный пейзаж в русской исторической живописи XVIII - ХIХ вв.
Портретная живопись первой четверти XVIII в.: петровские пенсионеры.
Сложение и эволюция русской школы портрета в XVIII в. – проблема формирования национального языка.
Композиционные особенности исторических полотен К.П. Брюллова.
Проблема композиции в академических программах XVIII – XIX вв.
Педагогическая система Академии Художеств и ее значение в истории русской культуры второй половины XVIII-XIX вв.
Педагогическая система Императорской Академии художеств в контексте европейской художественной практики.
Натурная штудия в педагогической системе Императорской Академии художеств XVIII – XIX вв.
Теоретические трактаты XVIII века в педагогической системе Императорской Академии художеств.
Образы античной мифологии в русской скульптуре XVIII века.
Творческие поиски И.П. Прокофьева в контексте эволюции русской скульптуры рубежа XVIII – XIX вв.
Монументальная скульптура в архитектурных памятниках эпохи ампир.
Образ Санкт-Петербурга в русской гравюре XVIII в.
Образ Санкт-Петербурга в русской пейзажной живописи XIX в.
Процесс эволюции исторического жанра в русской живописи второй половины XVIII - XIX века.
Исторический жанр в русской живописи второй половины XIX века: к вопросу об эволюции художественного метода.
Образы русских писателей в искусстве XIX в.
Образ исторического деятеля в русской живописи второй половины XIX в.
Русский провинциальный портрет XVIII – XIX вв.
Образы русской истории в академических программах XIX в.
Ориентализм в русской живописи второй половины ХIX в.
Тема национального костюма в акварелях В.В. Верещагина и художников костюмного класса ИАХ.
Проблема поиска образного языка в русской исторической живописи 1870 – 1890-х гг.
Академическая традиция и русский романтизм первой половины XIX века.
Образы России в академической живописи и творчестве А.Г.Венецианова и его последователей.
Сложение бытового жанра в творчестве А.Г.Венецианова и учеников его школы.
Религиозные искания рубежа XIX-XX веков и живопись М.В.Нестерова.
Творчество П.А. Федотова и жанровые тенденции русской живописи середины XIX в.
Церемония и трапеза в русской жанровой живописи 1860-х гг.
Творчество Л.И. Соломаткина и приём гротеска в русской жанровой живописи 1860-х гг.
Ретроспективное и реальное решение темы «Петербурга» в творчестве мирискуссников.
Образ Петербурга в русской графике Серебряного века.
Образ Петербурга – Петрограда в русском искусстве 1900 – 1910-х гг.
Проблема образа и прообраза в русской портретной живописи конца XIX – начала XX вв.
Батальный жанр в русской живописи XIX века.
Типология и эволюция морского пейзажа в русской живописи XIX – начала ХХ века.
«Пленеризм» в русской живописи 80-90 годах XIX века.
Идея «художественной метафоры» в живописи В.Васнецова.
Тема античной традиции в позднем творчестве В.Серова.
«Эстетическая» программа художников «Мира искусств» и художественная полемика рубежа XIX-XX веков.
«Галантный» жанр К. Сомова и тема «исторических ретроспекций» в русском искусстве начала XX века.
Судьба «символической поэтики» В. Борисова-Мусатова в русской живописи начала XX века
Европейские художественные течения и русская художественная школа на рубеже XIX-XX веков
Проблема «синтеза искусств» и художественные концепции в творчестве художников «мирискусников».
Образ Москвы XVII века в произведениях А.М.Васнецова.
Проблема поиска стиля в русской скульптуре 1900 – 1910-х гг.
Обнаженная модель в русской скульптуре 1910-х гг.
Русский стиль в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца ХIХ - начала ХХ вв.
Творчество передвижников в контексте русской культуры 1870-х гг.
Русское салонное искусство второй половины ХIХ столетия.
Сказочные мотивы в творчестве В.М. Васнецова и М.А.Врубеля.
Художественные объединения и выставочная практика конца XIX – начала XX вв. в России.
«Исторический жанр» второй половины XIX века в творчестве В.Г.Шварца и А.П.Рябушкина.
Женские образы в русском портрете Серебряного века.
Театрально-декорационное искусство начала ХХ века.
Роль витража в интерьере эпохи Модерн в России.
Особенности графики художников объединения «Мир искусства».
Книжная графика в русском искусстве Серебряного века.
«Русский сезаннизм» как явление художественной культуры начала ХХ века.
А. Явленский и творчество русских художников в Мюнхене рубежа XIX – XX вв.
Живопись М. Веревкиной в контексте творчества художников русского зарубежья.
Монументальные росписи Марка Шагала в контексте европейского искусства ХХ века.
Объект в творчестве петербургских художников 1970 – 1990-х годов.
Абстракция и беспредметность в неофициальном искусстве Ленинграда 1960 – 1980-х годов: генезис и становление.
Скульптура Константина Симуна: от модернизма 1960-х к постмодерну 1990-х.
Книжная графика А. и Г. Трауготов и традиции ленинградского искусства 1960-70-х. годов.
Зураб Церетели и постсоветская монументальная скульптура 1990-х годов
Рихард Васми. Образ города в творчестве художника 1960-80-х.
Юмор и ирония в современном российском искусстве 1990-2000-х годов.
Российское искусство 2000-х: современность и национальные традиции.
Российское искусство 1990-2000-х на Венецианских биеннале.
«Возвращение живописи» 2000-х: в поисках новой реальности.
Павел Пепперштейн. Новая мифология России в графике 2000-х.
Образы войны в графике художников русского авангарда 1910-х годов.
Библейские мотивы в творчестве художников русского авангарда: религиозные и стилистические аспекты.
Концепция цвета и света в живописи Ольга Розановой конца 1910-х годов.
Коллаж и фотомонтаж в русском искусстве 1910-20-х.
«Фактура» В.Маркова и влияние его идей на творчество художников раннего русского авангарда.
Образы пространства в творчестве Александра Дейнеки 1920-х годов.
Творчество И. Бродского: соцреализм между живописью и фотографией.
Модерн в русском искусстве рубежа веков. Проблемы национальной традиции.
Творческий метод В.Борисова-Мусатова. Проблема соотношения импрессионизма и символизма в русском искусстве рубежа веков.
Художественные объединения 1910-х гг. в России и европейское искусство начала ХХ в
Натюрморт в русском искусстве 1910-х гг.
Эстетизация «примитива» в русском искусстве 1910-х гг.
Русская футуристическая книга в творчестве М.Ларионова.
В.Татлин и русский конструктивизм: от утопии к технологии.
Художественные объединения 1920-х г. и проблемы утверждения нового «пролетарского искусства».
Пространство и цвет в творчестве К.Петрова-Водкина.
Метод соц.реализма и проблемы его становления в искусстве 1930-50-х г.
Московский романтический концептуализм. Роль и статус художественного текста в современном искусстве.
Соц-арт в скульптуре 1970-80-х гг. в контексте искусства постмодернизма.
«Митьки» и традиции петербургского искусства ХХ века.
Современная петербургская художественная фотография.
«Русский авангард» - аспекты историографии и проблемы изучения.
Книжная графика Веры Ермолаевой. Место супрематизма в становлении советской иллюстрации.
«Альбомы» Ильи Кабакова и литература абсурда: о соотношении слова и образа в творчестве художника.
Павел Никонов. Образы русской деревни в живописи художника 1980 – 2000-х годов.
Петербург Тимура Новикова: образы пространства.
Промышленное зодчество Петербурга второй половины XIX–XX вв.: вопросы архитектурной выразительности.
Архитектура транспортных сооружений: история, эволюция, стилистические тенденции.
Основные течения и формально-стилистические тенденции петербургской архитектуры постсоветского периода.
А.В.Иконников как историк и теоретик архитектуры.
Зодчество русского классицизма в отечественном архитектуроведении XX столетия.
Неоклассика в архитектуре Ленинграда пред- и послевоенного периода.
Дворец Советов как центральный памятник советской архитектуры: история проектирования, архитектурный образ, интерпретации.
Английское палладианство и русская палладианская архитектура XVIII столетия.
Архитектура ленинградского конструктивизма: история, мастера, особенности художественного языка.
Мариинский театр и проекты его реконструкции в контексте мировой традиции театральной архитектуры и современных тенденций.
Петербургские архитектурные конкурсы 2000-х годов и проблема развития среды исторического города.
Русский неоклассицизм 1760 – 1830-х годов: к вопросу об эволюции композиционного мышления архитектора.
Зодчество Петербурга начала XXI века в контексте мировых архитектурных тенденций.
Деревянная скульптура в европейском и русском искусстве конца XIX - начала XX вв. Традиции и современность.
Шрифт, текст и изображение: проблема стилистического единства. Книжная графика 1920-х гг.
Русская журнальная графика начала ХХ века: издания, шрифт, принципы оформления.
Отечественная книжная графика 1960-х гг. – стилистическое многообразие и технические приемы.
Конкурс иллюстраций к произведениям Ф.М. Достоевского 1971 года. Сравнительный анализ представленных работ (А. Гончаров, В. Горяев, В. Минаев, Ю. Перевезенцев, Н. Попов, В. Пивоваров).
Детская книжная иллюстрация 1970 – 80-х гг. – традиция и эксперимент.
Монументальная скульптура в городской среде: закономерности размещения, композиция, пластика, роль в архитектурном ансамбле. (На примере одного из городов – Санкт-Петербурга, Москвы, Рима, Парижа, Пекина).
Стиль и время: современные технологии в живописи (на примере творчества нескольких мастеров по выбору студента).
Северный Модерн в архитектуре Европы и России: проблема образного языка.
Неостили в архитектуре доходных домов Санкт-Петербурга середины – второй половины XIX века. Проблема типологии.
Ампир в архитектуре и искусстве XIX века. Эстетическая программа и образный язык.
Реставрационные мастерские Государственного Русского музея. История и современность.
Проблема формирования отечественной школы реставрации. Исторический и технологический аспект.
Проблемы и методы научной реставрации в современном музее. Теория и практика.
Основные процессы и методы реставрации произведений станковой живописи: темпера и масло. Технологический аспект.
Музей как комплекс по хранению, реставрации и экспонированию произведений искусства в ХХI веке.
Технология, исследование и хранение произведений искусства. История и современность.
Реставрация, восстановление, реконструкция. Исторический, культурный и нравственный аспекты.
Неоготика в архитектуре пригородов Санкт-Петербурга. Проблема конструкции и декора.
Неовизантийский стиль в храмовом зодчестве России. Проблема исторических параллелей.
Конструктивизм в русском театре и изобразительном искусстве.
Театральная деятельность К.С. Малевича в контексте творчества художника.
Художник в современном театре (Э. Кочергин, Э.Капелюш и т.д).
Античный театр в современной трактовке (античные традиции театральных постановок и два спектакля «Царь Эдип» - Александринский театр и Театр на Литейном).
Сценическая жизнь комедий Шекспира: традиции и современность (Шекспировский театр и современные постановки).
Традиции комедии дель арте в современном театре («Король Олень» в Молодежном театре, «PRO Турандот» в Приюте Комедианта).
Клоунада: традиции и современность (до Полунина и Адасинского).
Восточные традиции в современном театре (Брук, Виктюк, Адасинский).
Дизайн и современное искусство: кризис критериев эстетической ценности.
Русский авангард: место дизайна в проблематике «нового искусства».
Современное искусство: социокультурный и маркетинговый аспекты.
Место и роль художника в культурной ситуации XXI века.
Институты современного искусства: культуртрегерство как способ решения маркетинговых задач.
Музей в пространстве культуры постмодерна: проблемы реновации.
Специфика форм и инструментов продвижения на современном арт-рынке.
Особенности антикварного рынка Санкт-Петербурга в начале XXI века.
Галерейное дело в современном Петербурге: история, типология, задачи.
- Общая характеристика преддипломной практики
- Выписка из гос впо
- Цели производственной практики
- Задачи производственной практики
- Требования к результатам прохождения практики
- Формы проведения производственной практики
- В процессе прохождения практики студент обязан:
- В процессе прохождения практики студент имеет право:
- Права и обязанности руководителей практики от Университета:
- Место и время проведения производственной преддипломной практики
- Структура и содержание производственной преддипломной практики
- Примерный перечень индивидуальных заданий по преддипломной практике теория искусства, методология истории искусства и художественная критика
- Всеобщая история искусства
- История русского искусства
- История декоративно-прикладного искусства
- История костюма
- Форма отчёта по результатам преддипломной практики
- Требования к содержанию и оформлению дневника преддипломной практики
- Основные требования к содержанию работы:
- Требования к содержанию и оформлению отчета о преддипломной практике
- Основные требования к содержанию работы:
- Защиты преддипломной практики
- Приложение 1. Образцы оформления обложек образец оформления обложки отчёта по практике
- Отчёт о преддипломной практике
- Образец оформления обложки дневника практики
- Дневник преддипломной практики
- Приложение 2. Образец оформления оглавления
- Пример оформления оглавления дневника преддипломной практики
- Пример оформления оглавления отчёта по преддипломной практике
- Приложение 3. Оформление списка литературы и ссылок
- Способы цитирования и оформление цитат
- Пересказ чужого текста
- Цитирование не по первоисточнику, а по другому документу
- Примеры оформления подстраничных ссылок:
- Оформление списка используемой литературы
- Приложение 4. Оформление списка иллюстраций и альбома
- Приложение 5. Оформление отзыва руководителя о преддипломной практике отзыв