logo search
История кино

1. По предмету, воплощенному на экране, по способу этого воплощения и ориентации на потребности зрителя выделяют следующие виды кино:

2. Внутри каждого вида кино сложилась своя система жанров. Жанр (фр. genre – род) – действие по определенным законам. Система жанров в кинемато­графе в целом позаимствована из литературоведения, но нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, поскольку у кино свои способы построения произведения и воздействия на зрителя.

3. Жанры художественного кино можно объединить в три группы:

драматические;

эпические;

лироэпические.

психологические;

комедийные;

приключенческие.

Общей их особенностью является динамическое развитие конфликта в сюжете, упор на действие. Однако акценты в них расставлены по-разному: в психологическихна исследовании характера, личности героя; в комедийныхсатирический или юмористический подход к характе­ру и явлениям; в приключенческих главное – острое и напряженное развитие события, неожиданные повороты действия.

Среди картин психологического жанра можно назвать такие разновидности:

– психологическая драма;

– трагедия;

– мелодрама.

В кино комической направленности (комедия – мегажанр) выделяют:

– эксцентрическая комедия;

– романтическая комедия;

– трагикомедия;

– трагифарс;

– сатирическая комедия.

Выдающийся российский кинорежиссер, мастер комедийного жанра – Леонид Гайдай: «Операция «Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию».

Большое разнообразие форм имеет приключенческое кино:

– фильм-путешествие (роуд-муви, фильм дорог): экранизации произведений мастеров приключенческого жанра – Ж. Верна, Ф. Купера;

– кинофантастика: «2001 год: Космическая Одиссея» / С. Кубрик, «Солярис» / А. Тарковский, «Муха» / Д. Кроненберг;

– фильм-катастрофа: «Армагеддон»; «Столкновение с бездной»;

– вестерн: спагетти-вестерн: фильмы Серджио Леоне: «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой». «Однажды на Диком Западе»; самурай-кэнгэки: «Семь самураев» / Акира Куросава;

– кинодетектив (гангстерский фильм; криминальная драма: экранизации А. Кристи, Ж. Сименона, А. Конан-Дойля);

– триллер (от англ. thrill – нервная дрожь, волнение; отсроченное ожидание): 50 жанровых определений: кибер-триллер, эротический, маньячный, полицейский, семейный, мистический и т.д.; «черный» (нуар) фильм; боевик; термины: саспенс и экшн; классика жанра – фильмы Альфреда Хичкока;

– фильм ужасов (хоррор): «Носферату» / Ф. Мурнау;

трэш;

– героико-приключенческий фильм: «Семнадцать мгновений весны» / Т. Лиознова; «Бондиана».

– киноэпопея: «Александр Невский» / С. Эйзенштейн; «Война и мир» / С. Бондарчук;

– кинороман: «Унесенные ветром» / Виктор Флеминг; «Тихий Дон» / С. Герасимов;

– киноновелла: «Пышка» / М. Ромм; «Рим» / Ф. Феллини.

Жанров эпического кино немного, но именно они способны воплотить наиболее монументальные и крупные литературные формы. Среди основных признаков эпических картин: повествовательное начало; многостороннее отражение исторических событий в связи с человече­скими судьбами; глубокое проникнове­ние во внутренний мир главных героев.

В особую группу выделяют жанры исторического кино (реконструкция прошлого):

– пеплум;

– «фильм плаща и шпаги»;

– суперколосс;

– байопик (биографический фильм).

– кинобаллада: «Баллада о солдате» / В. Ежов и Г. Чухрай;

– кинопоэма: «Земля» / А. Довженко;

– киносказка: фильмы первого киносказочника России А. А. Роу («Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»);

– кинопритча: фильмы С. Параджанова («Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»).

– музыкальная комедия;

– фильм-ревю;

– фильм-опера;

– фильм-балет;

– фильм-оперетта;

– киноводевиль;

– киномюзикл.

– мокьюментари (mocumentary – буквально: «насмешка над документальным кино») – псевдо-документальный фильм: «Первые на Луне» / А. Федорченко, Россия, 2004.

– кинокомикс;

– кинопародия;

– кино о кино.

– ретро фильм;

– римейк;

– сиквел, приквел;

– блокбастер;

– арт-хаус (арт-синема, авторское кино) и коммерческое кино.

4. Жанры документального кино можно разделить по содержанию и по методу создания:

по содержанию: очерк, проблемный фильм, событийный фильм;

по методу создания: иконографический, перемонтаж, хроникальный сюжет.

5. Жанры мультипликации весьма разнообразны и практически могут дублировать жанровые системы других видов к/и, поэтому мультипликационные фильмы легче разделить по технике создания:

Япония: «аниме»; Хайяо Миядзаки: «Принцесса Мононоке», «Унесенные призраками».

Роман Качанов: «Чебурашка»; Гарри Бардин: «Чуча», «Адажио»; Александр Татарский: «Пластилиновая ворона».

Гений кукольной анимации – британский режиссер Ник Парк: «Побег из курятника», «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (4 «Оскара»).