2. Культура военного времени как идеологический фронт.
Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) война была определена как захватническая, варварская, а со стороны СССР - Отечественная, великая, освободительная. Все должно быть подчинено фронту и победе, страна стала военным лагерем. Главной задачей было достигнуть морального единства всех наций и народов. Как этому содействовать? Всей системой- партийной, государственной, культурной, идеологической, пропагандистской, просветительной. Все было направлено на достижение этой цели. Использовались учебные заведения, пресса, радио, кино, театры, музеи, библиотеки, клубы и другие культурно - просветительские учреждения в работе с армией и народом.
Газета "Правда" после указа о мобилизации печатает стихи Асеева "Победа будет за нами", Соболева "Отстоять Родину", «24 июня», "Известия" печатают стихи Лебедева - Кумача "Священная война". Композитор А. Александров через три дня написал музыку и эту песню исполняет Краснознаменный ансамбль песни и пляски. 1/3 состава Союза советских писателей ушла на фронт, 960 членов Союза художников, десятки студентов и преподавателей.
По радио сводки от Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР.
В газетах печаталась информация, постановления, призывы, публикации, стихи, сатира. Литература о войне в 1942 году составила 33%. Сотрудники музеев работали в госпиталях, цехах, на фронте, на призывных пунктах. С 1942 года регулярно открывались художественные городские, республиканские, всесоюзные выставки, межобластные - Поволжья, Иркутска, Сибири, Дальнего Востока.
По сравнению с 1941 годом в 1944 году увеличилось в 3 раза число художественных кружков, а число членов в них возросло в 5 раз. Сила воздействия искусства на души людей в войну была колоссальной. На фронт высылались бригады с концертами. Всего бригад было 980, они сделали более 150 тыс. выступлений. Ставились пьесы "Фронт", "Офицер флота", "Русские люди". Для искусства и литературы тех лет свойственны:
многожанровость,
высокий патриотический пафос, преданность, патриотизм,
обращение к историческому прошлому, традициям, героике,
восстановление преемственности в чувствах поколения,
чувство ненависти к врагу, беспощадности, стремление к его уничтожению.
Носители духовных начал направляли творчество на фронтовую тематику. Они стали военными корреспондентами (критики, прозаики, поэты). Жанр стал оперативный: публикация, зарисовка, очерки, статьи, корреспонденции. Среди писателей, популярных в то время, можно назвать Ставского "Из фронтовых записок", Н.Тихонова " Очерки о Ленинграде", К. Симонова "Из фронтового блокнота", "От Черного до Баренцева моря", А. Фадеева, Эренбурга, А. Толстого, Б. Горбатова.
Для культурного обслуживания фронтовиков во всех республиках кроме агитбригад создавались специальные фронтовые театры. Первым из них был театр «Искра», сформированный из актеров театра им. Ленинского комсомола, затем филиалы Малого театра и театра им. Е.Вахтангова, комсомольского театра Гиттиса. За годы войны на фронтах в составе театрально-концертных бригад побывали более 40 тысяч работников искусства, включая прославленных корифеев театра И.Москвина, А.Тарасову, Н.Хмелева, А.Яблочкину, М.Царева, Н.Черкасова.
Появляются так называемые "Окна ТАСС" - агитационно-политические плакаты, выполненные с помощью трафарета, они выходили во время Великой Отечественной войны в Москве и других городах. В кружок по их оформлению входили 30 художников и 7 поэтов. Среди художников можно назвать Денисова, Иванова, Решетникова, Савицкого, Кукрыниксов, Лебедева, Соколова-Скаля, Черемных, Шухмана. Поэтов: Лебедева-Кумача, Д. Бедного, С. Маршака. Плакаты изготовлялись трафаретным способом, они являлись монументальными рисунками. Авторы находились часто на фронтах, отсюда оперативность была неоценимым качеством.
Популярность графики, ее агитационное воздействие были очевидны и воспринимаемые народом. Особенно зовущ, повсеместен, агитационен был плакат Кукрыниксы, выпущенный 24 июня 1941 года "Беспощадно разгромим и уничтожим врага", кроме этого вышли плакаты В. Серова "Наше дело правое, победа будет за нами", Тондзе "Родина- мать зовет", Кокорекина "Свет в огне - помощь врагу", Дормидонтова "Сокрушим врага", Долгорукова "Врагу не будет пощады", Аввакумова "Больше металла - больше оружия", Васильева "Мщение и смерть немецким людоедам", Корецкого "Воин Красной Армии, спаси", Шмаринова "Отомсти", Антонова "Сын мой, ты видишь долю мою", Рублева "Мы ждем", Казанцева "Молодежь к оружию".
Сибирь в войне
В предвоенные годы в городах Сибири оформились отделения Союза художников, писателей. Писатели группировались около журнала "Сибирские огни". В нем печатались Герман ("Возвращение"), Борисов ("Сын орла"), Кожевников ("Брат океана"). Развивается поэзия. Группа художников (Ликман, Мочалов, Титков, Иванов) и писателей (Смердов, Алексеев, Мухачев, Кожевников) выпустили за сентябрь 1942 года 264 "Окна ТАСС". В Томске выходила газета "За Родину", в Омске "Окна Сатиры", где сотрудничал поэт Леонид Мартынов, на Алтае была распространено "Агитокно".
Сибирь принимала ценности:
Новосибирск - Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительного искусства А.С. Пушкина, Государственный музей восточных культур, Горьковский художественный музей, Большой театр союза СССР.
Томск - Севастопольская картинная галерея.
Омск - Театр Вахтангова, Воронежский, Острогожский художественные музеи.
Абакан - Харьковскую картинную галерею и галерею Шевченко.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры