logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Школа, вузы и наука в годы войны.

В это время становятся распространенными сети интернатов и детских домов. 23 июня 1941 года вышло постановление "О мероприятиях по военной работе в комсомоле". В нем говорилось, что нужно установить посты, группы доноров, охрану собственности, многие комсомольские организации школ объявляли себя мобилизованными, организовывались подпольные группы "Бесстрашные", общеполезный труд "Все для фронта, все для победы".

30 июня 1941 года многие области вынесли постановление "О привлечении учащихся и молодежи на работу в промышленность и сельское хозяйство".

17 сентября 1941 года Совнарком издал постановление "Об обучении сельскохозяйственным работам учащихся старших классов средних школ, техникумов и вузов". Летом 1942 года в уборке урожая работало 20 млн. учащихся.

В 1941 году школьники собирали теплые вещи для фронта. Существовала традиция пионерских и комсомольских воскресников. Дети пилили дрова для школы, готовили одежду для фронта, зарабатывали в фонд обороны страны, готовили дрова старикам, помогали престарелым, собирали лекарственные растения, металлолом, занимались распространением облигаций.

Но при этом школа не прекращала работы ни на день, учились все дети согласно всеобучу.

Незадолго до войны – 17 января 1939 г. – была проведена всесоюзная перепись населения, при этом выявилось, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин – 90,8, женщин – 72,6). В СССР работало 152 тысячи школ. Создавались вузы и техникумы. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

В 1941 году прием в вузы был сокращен вдвое, численность студентов уменьшилась в 3 раза, сроки обучения были доведены до 3,5 лет. К концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. В 1943 году создана Академия педагогических наук РСФСР, под руководством В.Т.Потемкина.

В первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были эвакуированы на восток, в глубокий тыл, где продолжали работать 118 академиков, 182 члена-корреспондента, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по естественным наукам работали в Казани, по геологии – на Урале, по гуманитарным дисциплинам – в Ташкенте и Алма-Ате.

Научная тематика в основном была трех направлений: военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

К концу 1941 г. создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, Сибири, Казахстана во главе с академиками А.А.Бойковым, И.П.Бардиным, С.Г.Струмилиным, М.А.Павловым. Ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта.

Благодаря ученым – геологам А.Е.Ферсману, В.А.Обручеву разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, молибденовых руд в Казахстане. На проблемы войны работали математики – П.С.Александров, И.М.Виноградов, физики – Н.Д.Иоффе, С.И.Вавилов, П.Л.Капица, химики – Н.Д.Зеленский, А.Н.Несмеянов, А.Е.Фаворский и многие другие. Ученые А.П.Александров, Б.А.Гаев, А.Р.Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. Огромное значение имела деятельность ученых – медиков: академиков Н.Н.Бурденко, А.Н.Бакулева, Л.А.Орбели, профессоров – хирургов С.С.Юдина, А.В.Вишневского, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

В 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И.В.Курчатова приступившая к разработкам по расщеплению урана. Освобожденные из лагеря С.П.Королев, М.К.Янгель, Ю.Б.Харитон заложили основы развития ракетной техники.

Кинематография военных лет

Кинематография не была вполне готова к войне ни организационно, ни тематически, ни эстетически. Нужно было создавать новые фильмы с эстетикой гнева, непримиримости, острые, как оружие.

В августе 1941 года уже появились первые короткометражные фильмы о войне. С 1942 года - полнометражные документальные, а с осени 1942 года - художественные фильмы о войне. В "Союзкиножурнале" появился "Кинорепортаж с фронтов Отечественной". Материалы военного времени внесены уже в фильмы "Машенька" Ю Райзмана, "Парень из нашего города" Столпнера, "Морской ястреб" Брауна. Начали выходить киносборники - в 1941 их было 7, в 1942 - 5.

Студии Киевская, Одесская, Минская, Ленинградская, Московская были эвакуированы в города Средней Азии. Киноактеры и съемочные группы закреплялись за армиями и фронтами. Создаются публицистические фильмы - «Разгром немецких войск под Москвой" Кополина и Варламова (в США был награжден как лучший зарубежный фильм Оскаром), с 1942 по 1943 г.г. картина "Ленинград в борьбе" Кармена, "Черноморцы", "Народные мстители" Беляева, "Сталинград" Варламова, "День войны" Слуцкого, "Берлин (1944г) Райзмана, "Суд народов" Кармена.

Документалисты создали 34 полнометражных очерка, 14 документальных фильмов получили Государственную премию СССР. В конце войны была создана кинолетопись Великой Отечественной войны - 3,5 миллиона метров пленки. Режиссеры, принимавшие участие в создании "Боевых киносборников" - Александров, Барнет, Петров, Червяков.

Художественные фильмы военного времени: "Секретарь райкома" Пырьева (1942г.), "Русские люди" Пудовкина (1943г.), "Радуга" М. Донского ( 1943г.), "Она защищает Родину" Эрмлера.

Чувствам людей импонировали и отвечали фильмы: "Сын Таджикистана" Пронина (1942г.). Подводная лодка Т-9" Иванова (1943г.), "Я - черноморец" Маречета (1944г.)

Долголетними оказались фильмы: "Два бойца" Лукова (1943г.), "Март - апрель" Пронина (1944), "Иван Никулин - русский матрос" Савченко (1945г.), "Жди меня" Столпнера (1943г.), "Дни и ночи" Столпнера (1945), "Жила - была девочка" Эйсмонта (1944г.), "Оборона Царицына" братьев Васильевых. В войну были поставлены две серии "Ивана Грозного" (1944-1945г.г.).

На фронтах работало около 250 фронтовых операторов. Одновременно принимало участие 120 человек.

Ядро фронтовой хроники составляли Беляков, Гусев, Ошурков, Кармен, Трояновский, Сологубов, Фомин, Палей. Игровые кинематографы Довженко, Райзман, Медведкин, Садкович, Солнцева.

Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагедию войны. Огромное развитие получило доступное и действенное массовое песенное творчество, что помогало переносить тяготы, вселяло веру, призывало к победе.

Позже крупнейшими ваятели – скульпторы, художники увековечили эпизоды битвы, подвиги в скульптурах, в картинах Вучетича. "На Мамаевом кургане", "Родина - мать", "Статуя воина - освободителя", "Партизанка" Мухиной, "Зоя " Манизер, "Непокоренная" Белашовой, "Мать" Лишева, "Берлин" Дейнека, "Парад 7 ноября 1941 года" Богаткина, "Вдовы войны" Шилова, "Впереди мир" Пузырькова, Шмаринова "Не забудем, не простим", Пахомова - "Ленинград в дни блокады", Верейских "Портрет академика", Семенова - "После Сталинграда".