3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
Проблемный блок 7.5. Гуманитарные проблемы становления информационной цивилизации.
7.5.1. Глобализация индивидуального и общественного сознания.
7.5.2. Интеллектуализация общества и развитие системы образования.
7.5.3. Новая парадигма в науке и формирование информационного мировоззрения.
7.5.4. Развитие экранной культуры и искусства.
7.5.5. Глобализация общества и проблема сохранения национальных культур.
Проблемный блок 7.6. Виртуализация общества.
7.6.1. Виртуализация общества как глобальный процесс. Основные направления его развития.
7.6.2. Виртуализация экономики и ее прогнозируемые последствия.
7.6.3. Виртуализация политики. Роль средств массовой информации.
7.6.4. Виртуализация науки, образования и культуры.
7.6.5. Кибернетическое протезирование социальных функций.
Указатель литературы
1. Колин К.К. Человек и будущее: динамический вызов // «Alma mater» (Вестник высшей школы).— М., 1999.— № 10.—С. 3-10, 40.
2. Колин К.К. Вызовы XXI века и проблемы образования: Лекция-доклад / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.— М., 2000.
3. Колин К.К. феномен информации и научная парадигма // Наука и науковедение.— Киев: Изд-во УАННП «Феникс», 1998.— № 7— С. 64 - 76.
4. Колин К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение // Alma mater (Вестник высшей школы).— М., 2000.— № 2.— С. 16-22.
5. Колин К.К. формирование современного естественнонаучного мировоззрения // Синергетика, философия, культура: Сб. научных трудов.— М.: Изд-во РАГС, 2000.— С. 16-25.
6. Культура как объект информационной безопасности// Синергетика, философия, культура: Сб. научных трудов.— М.: Изд-во РАГС, 2001—С. 146-157.
7. Иванов В.Д. Виртуализация общества.— СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.— 96 с.
8. Горский M.Ю., Степанов А. М. Информационно-управляющая функция денег. Крах американского доллара как очередной этап валютно-финансового кризиса // Проблемы информатизации.— М., 2001.— Вып. 2.
9. Что век грядущий нам готовит? // Планета Internet.— 2000/2001.— № 42.— С. 16, 17.
10. Колин К.К. Будущее науки: методология познания и образовательные технологии // Alma mater (Вестник высшей школы).— М., 2000.— № 11.— С. 33-39.
11. Перфильев Ю. Сеть для всех // Планета Internet.— 2000/ 2001.— № 42.— С. 25-27.
12. Нечаев В.В., Дарьин А.В. Интеллект — стратегический ресурс информационного общества // Проблемы информатизации.— М., 2001.— Вып. 1.— С. 37-41.
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулировать основные гуманитарные проблемы становления информационной цивилизации.
2. В чем проявляется сегодня глобализация индивидуального и общественного сознания?
3. Каковы основные факторы современного этапа интеллектуализации общества? Каковы будут его гуманитарные последствия?
4. Почему происходит формирование новой научной парадигмы?
5. Как влияет глобализация общества на традиционные национальные культуры?
6. В чем проявляется сегодня процесс виртуализации общества?
Темы рефератов
1. Интеллектуализация общества и новые задачи системы образования.
2. Экранная культура сегодня и завтра.
3. Глобализация общества и национальная культура.
4. Виртуализация экономики: состояние, тенденции, возможные последствия.
5. Роль средств массовой информации в проблеме виртуализации общества.
6. Виртуализация науки и образования.
7. Виртуализация культуры: за и против.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9