logo search
Архив2 / курсовая docx525 / KUrsovaya(67)

2.1 Виды молодежных субкультур

Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

Хип-хоп культура — сложное культурное образование. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира.]

Брейк-данс возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. По данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х годов брейк-данс существовал еще в виде двух самостоятельных танцев — лос-анджелесской пантомимы («верхний брейк», boogie), шедшей от негритянской традиции, и нью-йоркского акробатического стиля («нижний брейк» латиноамериканского происхождения, собственно breaking).

Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения.

Алисоманы – неформальное подростково-молодежное движение, возникшее из фанатов рок-групы «Алиса».

Группа «Алиса» появилась в 1983 году. В 1984 года в «Алису» пришел Константин Панфилов (творческий псевдоним – «Кинчев»).

К концу 80-х годов фанаты группы «Алиса» именовались «панфиловцами». Однако, в дальнейшем, большее распространение получило название «алисоманы».

Движение «Алисоманов» заявило о себе в 1991 году. Идея создания собственного фан-клуба «Армия «Алиса» родилась в голове самого Константина Кинчева. Он объявил в средствах массовой информации, что создается клуб поклонников «Алисы». По мнению инициаторов создания фан-клуба, идея объединения упала на подготовленную почву. Поклонников по всей стране была масса, они общались между собой и давно уже были готовы объединиться.

Специфические признаки алисоманов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в иных субкультурах:

• Наличие на атрибутике эмблем группы «АлисА» и/или фото Кинчева.

• Наличие атрибутики, выдержанной в цветах «Алисы»: черном и красном (характерно также для поклонников группы «Ария»).

Киноманы – довольно редкий случай, когда оригинальная российская музыкальная фанская субкультура смогла сформировать собственное неформальное молодежное движение.

В течение всего периода существования, субкультура киноманов ориентировала свою внешнюю атрибутику на копирование внешнего вида своего кумира – Виктора Цоя. Одежда черного цвета, возможно ношение косух, волосы черные – от длинных до средних. Распространено ношение рюкзаков и одежды с изображениями В.Цоя или надписями «Кино», «Цой» и т.п. За последние годы киноманы с какой-либо внешней атрибутикой встречались в основном в районе Богословского кладбища.

Со дня смерти Цоя поклонники его таланта стали совершать «паломничества». В Санкт-Петербурге такими местами являются могила Цоя на Богословском кладбище и бывшая котельная «Камчатка» на улице Блохина. В годовщину со дня смерти Цоя к "Камчатке" («Камчатка» - котельная, где раньше работал В. Цой: ул. Блохина, Петроградский район, в настоящее время на «Камчатке» работает музей, на стене во дворе – барельеф Виктора Цоя) съехалось много киноманов со всех уголков страны.

Распространенной является также ночевка на могиле певца, некоторые киноманы живут там по нескольку дней. Фактически на могиле находится постоянно какое-то количество его поклонников, часто из других городов. Ряд граффити (в частности, вписанное в православный крест имя певца и название группы) выявляют распространенное в среде киноманов явление обожествления Цоя.

Металлисты – одна из самых больших «неформальных» субкультур. Раньше тяжелая музыка была то увлечением некоторых меломанов, то элитным развлечением интеллигенции, и даже малым увлечением гопников. Сейчас же тяжелую музыку слушают многие. Сегодня это очень насыщенный музыкальный пласт, немногие составляющие которого не имеют между собой общего, кроме характерного «перегруженного» звучания.

Движение металла можно разделить на две группы: более спокойное и радикальное. К радикальному движению относятся особо агрессивные группы и металлисты-сатанисты. К металлистам примыкают те группы подростков, которым нравится костюм неформала и рок-музыка. Более опытные группы их серьезно не воспринимают, бывалые, старые, металлисты, возраст которых старше 35-40 лет, составляют более спокойное течение.

Классические металлисты носят черные узкие джинсы, заправленные в высокие ботинки, серьги в левом ухе, кожаные куртки с косой молнией, перстни с изображением черепов и других магических символов. Их внешняя мрачность и агрессивность чаще всего служат средством эпатажа окружающих людей.

Так же выделяют субкультуру эмо и готов. Это наиболее популярные в настоящее время направления, поэтому о них я напишу подробнее.

Таким образом, люди, слушающие одинаковую музыку, объединяются в группы, пытаются подражать своим кумирам и/или всячески выделиться из толпы внешним видом, поведение, символикой, так и образуются субкультуры.