logo search
26-86

1.4.1. Основные подходы к анализу сущности культуры

Выявленное в истории гуманитарной мысли многообразие подходов к исследованию и определению культуры обусловлено многограннос­тью и многоаспектностью самого феномена культуры. На международ­ном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных определений понятия «культура». В настоящее время их число доходит уже до полутысячи. Культура может рассматриваться с самых разных точек зрения. Так, многие философы-просветители, в том числе немец­кий поэт и философ Ф. Шиллер, понимали культуру как степень чело­веческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа, Л. Уайт — как традицию. Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как «живая судьба народа», «неотвратимый путь человека и человечества». Особые позиции отражают работы других отечественных исследовате­лей. А. Лосев считает, что «культура — это предельное обобщение всего». А. Злобин понимает культуру как творчество, как духовное измерение всякой деятельности. Б. Ерасов определяет ее как духовное производс­тво, другие авторы считают культуру образом жизни народа, «социальной наследственностью» — по аналогии с биологической. Другие рассмат­ривают ее как специфически человеческий способ жизнедеятельности.

Обобщая имеющиеся точки зрения на культуру, мы должны учиты­вать, что культура — это совокупность искусственных порядков и объ­ектов, созданных людьми в дополнение к природным; это «возделанная » среда обитания людей посредством специфически человеческих способов и технологий деятельности; это мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных системой отношений, опытом совместной жизнедеятель­ности', мир особых нормативных порядков, форм деятельности и образов сознания и ментальности; мир символических обозначений для фиксации и трансляции социально значимой информации; мир «возделанных» лич­ностей, чье сознание и поведение регулируется не только и не столько био­логическими, сколько социальными потребностями и интересами, и т. д.

Упорядочить все разнообразие этих определений можно с помо­щью выделения сложившихся подходов к культуре: деятельностного (культура — это специфически человеческий способ деятельности), аксиологического (культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми), исторического (культура есть продукт истории общества, она развивается путем передачи при­обретаемого человеком опыта от поколения к поколению), функцио­нального (культура проявляет себя через функции, которые она вы­полняет в обществе), антропологического (культура включает в себя все, что создано людьми, и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях), идеационального (культура — это духовная жизнь общества), семиотического (культура — это система знаков), социологического (культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей).

Хотя в каждом из названных подходов есть рациональное зерно, необходимо выделить сущность культуры, то, что объединяет в одно целое все обозначенные черты. Для этого необходимо осмысление куль­туры как единой системы, как универсального свойства общественной жизни. В этом плане культура — это система внебиологически вырабо­танных способов (к которьш относятся нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которьш стимулируется, программи­руется и реализуется активность людей в обществе. Другими словами, культура представляет собой способ деятельности, технологический контекст деятельности, придающий человеческой активности внут­реннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей об­щественной жизни.