Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9
1.1. Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования 9
1.2. Современное представление о предмете информатики 10
1.3. Научно-методологические проблемы развития социальной информатики 18
1.4. Современная структура предметной области социальной информатики 23
1.5. Конгресс ЮНЕСКО о новых принципах изучения информатики в системе образования 25
1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования 29
Глава 2 РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 31
2.1. История развития цивилизации и основные информационные революции 31
2.2. Информатизация общества как глобальный процесс 36
2.3. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества 40
2.4. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества 44
2.5. Информатизация общества и проблемы образования 51
2.6. Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности 65
Глава III ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА 69
3.1. Виды и классификация информационных ресурсов 69
3.2. Информационная инфраструктура общества 78
3.3. Информационные продукты и услуги 81
3.4. Информационный рынок 82
3.5. Государственная политика в области информационных ресурсов 85
3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов 91
Глава IV ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА 95
4.1. Структура информационного потенциала общества 95
4.2. Информационная техносфера 97
4.3. Информационно-телекоммуникационные системы и технологии 106
4.4. Информационная культура общества 120
Глава V ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО 125
5.1. Основные черты информационного общества 125
5.2. Информационная экономика 131
5.3. Технологии информационного общества 137
5.4. Путь России к информационному обществу 149
5.5. Новая информационная среда обитания 156
5.6. Информационные проблемы национальной безопасности 162
5.7. Информационная безопасность 172
5.8. Информационная война 178
Глава VI ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 184
6.I. Информационный образ жизни 184
6.2. Информационное неравенство 194
6.3. Информационные аспекты творчества и развивающее образование 201
6.4. Информационная свобода личности 211
6.5. Информационная преступность 216
6.6. Проблема информационно-психологической безопасности 224
Заключение 238
Литература 240
Словарь основных терминов 248
Приложение 256
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА БАЗОВАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 256
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9