logo search
kulturol_posobie_Anokhina

2. Просвещение в России XVIII века

Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII века пронизывали идеи Просвещения. То, что способствовало усовершенствованию человеческой натуры - наука, театр, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой деятелей Просвещения. Решающую роль в осуществлении идеалов большинство передовых и творческих людей отводили просвещенному монарху, способному законотворчеством создать новое общество, члены которого будут руководствоваться гуманными соображениями, свободой. Система образования, просвещения относилась к той области культуры, где теоретические положения просветителей имели наибольшую возможность воплощаться в практике.

В развитии просвещения отчетливо прослеживаются две тенденции:

  1. Значительное расширение сети учебных заведений и усиление влияния принципа сословности.

  2. Формируются методические и педагогические системы.

Значительная подвижка по первой проблеме заметна с 1786г. После

принятия устава народных училищ:

Если к 1782г. было 8 народных училищ, 516 учащихся, то к 1800 -2888 училищ, 23 тыс. учащихся.

К концу XVIII века вместо одного кадетского корпуса создано 5. Среди них - Сухопутный Шляхетский корпус (1731), Пажеский корпус (1755). Под дирекцией П.И. Шувалова были объединенные школы Артиллерийская и Инженерная.

Многочисленными указами, установлениями, образование приобретает сословный характер. Дворянские дети 7 лет смотрелись, записывались у герольдмейстера в Петербурге, а в Москве - у губернатора. Часть детей учились дома, затем выбирали: либо учиться дома дальше, либо в государственных учреждениях. Затем в 16 лет Сенат свидетельствовал их знания и определял дальнейшее обучение дворянских детей. Во время учебы также неоднократно публично свидетельствовались их знания. Благодаря этому они поднимались на должность в армии, коллегиях, в Сенате.

Но многие учебные заведения были смешанные, то есть с совместным обучением. Однако, будучи в одном помещении, учащиеся по имущественному цензу обучались отдельно. Так, в Казанской гимназии комнаты делились периллами и в дворянской половине пол приподнимали выше. Или дворяне шли в заведение по желанию, а разночинцев направляли в ведомства или в духовенство с условием возврата учащегося по окончании учебного заведения.

Ведущими направлениями в системе образования можно выделить следующее:

  1. Создание новых учебных заведений, определяющих пути создания и формирования так называемой "новой породы людей", жаждущих процветания в России.

В 1755г. создан Московский университет, где сформировался круг прогрессивных ученых: Ломоносов, Третьяков, Поповский, Десницкий, Аничков, Барсов. Впервые преподавали на русском языке математику, геометрию, арифметику, русскую историю, географию. Лишь философию преподавали на латинском языке. Университет имел 3 факультета - естественно-математический, русского языка и литературы, русской истории. Борьба велась за открытие факультета Богословия. Ученые были против. Они выступали за светское образование и ликвидацию сословий.

Открытие университета стало гордостью, появилась возможность готовить своих ученых, двигать науку, разорвать круг национальной ограниченности.

Об этом свидетельствует и то, что кроме университета были открыты:

Все эти училища были закрытого типа, для них были разработаны уставы, которые утверждала императрица. Эти уставы котировались в качестве официальных документов. Во все училища брались дети 5-6 лет, пока они не были еще испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находились они в учебных заведениях до 18-20 лет, с родственниками встречались в присутствии воспитателей.

2. Второе направление- попытка создать организационно и методически систему образования и воспитания.

С приходом к власти Екатерины II, глубоко верившей в силу воспитания, на поприще просвещения приглашаются видные зарубежные педагоги и просветители.

Так, Иван Иванович Бицкой - внебрачный сын Трубецкого, попавшего в плен при Нарвском поражении, разработал в 1764г. "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", которое взято на вооружение в России. Позже внимание Екатерины привлекает австрийская школьная система. По рекомендации австрийского императора Иосифа II приехал создатель школ в Австрии серб Янкович де Мириево (1714-1814г.г.)

С 1782г. создается комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором Завадовским. План реформы и основные документы составлены Янковичем. Согласно им создавались народные училища. Главные - в губернских городах-4х годичные и малые - в уездах (2 классные).

В 1783г. создается книга "О должностях человека и гражданина" -189 страниц для учащихся, 250 страниц для учителей. Годом позже издаются "Правила для учащихся в народных училищах" - в 24 страницах о том, как должны поступать учащиеся перед богом и в церкви, в училище, вне училища.

В 1783г. издано "Руководство учителям первого и второго класса" - краткий перевод Янковичем книги австрийского педагога Фельбигера.

Предшествовавший опыт показал, что рассчитывать на успех школьного дела невозможно без подготовки учительских кадров. По предложению Янковича в 1783г. в Петербурге открывается первое главное народное училище. Сюда пригласили 35 студентов Московской и Петербургской духовных семинарий. Их Янкович обучает сам в качестве будущих учителей народных училищ. Через 3 года в 25 губерниях открываются главные училища - в них учились 10 тыс. чел. С 1789г. они открыты во всех губерниях.

К концу XVIII века в России открыто 288 училищ главных и малых, где обучались 22 тыс. человек (1,5 тыс. девочек).

В конце XVIII века по почину Новикова частные лица основывают училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Иркутске, Владимире, Курске, Туле. Через журналы, им издаваемые, Новиков организует сбор пожертвований на училища, семинарии, на посылку студентов в заграничные университеты.

Таким образом, к концу XVIII века система народного образования, начатая Петром I, в основном была почти вся подчинена правительственному контролю и влиянию, образование и воспитание было сословным, главными усилиями воспитания считались: профессиональное, физическое, нравственное и разумное.

В продолжение развития науки при содействии и активности княгини Екатерины Романовны Дашковой во время Екатерины II создается Академия Российской словесности, цель которой была - очищение, сбережение, пополнение русского языка. Также была создана Академия 3 знаменитых художеств при непосредственном участии Шувалова И.И., под руководством архитектора Кокоринова.