6. Живопись Флоренции конца 15 века. Творчество с.Боттичелли.
Типичнейшим художником конца флорентийского Кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1445— 1510), ученик Филиппе Липпи. Галерея Уффици хранит две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» (ок. 1483—1484) и «Весна» («Primavera»; ок. 1477—1478). В первой Боттичелли изображает, как прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров в раковине скользит по поверхности моря к берегу. Уже здесь сказались все основные черты письма Боттичелли: его декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, его удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно, почти рельефно накладывая краски, свойственные ему «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли). Боттичелли создает вполне определенный тип лиц, особенно женских: удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза. Этот же тип мы встречаем и в «Весне», тема которой навеяна одним из стихотворений Полициано. Боттичелли не любит конкретного, разъясненного сюжета. В картине «Primavera» соединены в единую композицию фигуры Весны, Мадонны, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др., представленные среди фантастической природы, образ которой умел так по-своему, как некий заколдованный сад, передавать Боттичелли. Но лицо Весны, разбрасывающей из подола цветы, отрешенно застыло, оно почти трагично, что совсем не ассоциируется с радостью, которую она несет. Этими же чертами наделены его образы Мадонн; еще более трагично и нервно охарактеризованы его «Саломея», «Изгнанная» и т. д.
В 80-х годах вместе с Гирландайо и Перуджино Боттичелли расписывает стены Сикстинской капеллы, и таким образом его фрескам суждено было в веках соперничать с исполненными через полстолетия росписями Микеланджело. Последние работы Боттичелли, в основном «Оплакивания», навеяны образом и трагической судьбой Савонаролы, под влиянием которого художник оказался в 80—90-е годы. Страстные проповеди доминиканского монаха, направленные не только против тирана Медичи, развращенности папства и упадка религии, но и против всей культуры Ренессанса, привели на фанатичные костры Савонаролы, где сжигали бессмертные творения ренессансной культуры, и произведения Боттичелли. Последние десять лет он ничего не писал, после казни Савонаролы пребывая в трагической меланхолии.
Флорентийская школа Кватроченто была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка, естественного движения; цвет, однако, не был самой сильной стороной творчества флорентийских мастеров.
- Итальянское Возрождение
- 1. Искусство Проторенессанса. Творчество Джотто.
- 2. Архитектура раннего Возрождения. Творчество ф.Брунеллески.
- 3. Скульптура раннего Возрождения. Творчество Донателло и а.Вероккио.
- 4. Формирование новой художественной системы в живописи раннего Возрождения. Творчество т.Мазаччо.
- 5. Творчество художников Средней и Северной Италии 15 века (п. Делла Франческа, а.Мантенья, а. Де Мессина и других)
- 6. Живопись Флоренции конца 15 века. Творчество с.Боттичелли.
- 7. Понятие Высокого Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи.
- 8. Творчество Рафаэля как воплощение высших принципов гармонии и красоты.
- 9. Микеланджело – выдающийся скульптор, живописец, архитектор.
- 10. Особенности Высокого Возрождения в Венеции. Творчество Джорджоне.
- 11. Тициан – величайший художник венецианского Возрождения.
- 13. Своеобразие искусства Северного Возрождения. Творчество я.Ван Эйка.
- 15. П.Брейгель – величайший художник нидерландского Возрождения.
- Немецкое Возрождение
- Французское Возрождение