1.1. Русский пейзаж XIX века в оценке художественной критики
К исследованию русского пейзажа обращались многие историки искусства и художественные критики. Но в предлагаемом нами обзоре литературы мы выделили те характеристики живописных проблем, которые связаны с темой нашей работы.
Фундаментальные исследования русской пейзажной живописи начались только в XX веке. Здесь необходимо назвать таких крупнейших специалистов отечественного искусствознания, как Н.Н. Коваленскую и А.А. Фёдорова -Давыдова. Научные интересы Н.Н. Коваленской были связаны с русской живописью XVIII - первой половины XIX в.в. В теме пейзажа ей принадлежат интересные замечания о творчестве русских мастеров, их живописных поисках в области света и цвета Выдающимся исследователем русской пейзажной живописи был А.А. Фёдоров-Давыдов. Начиная с 1929 года, регулярно появлялись его публикации о пейзаже и пейзажистах как в журналах, сборниках, так и отдельных монографических изданиях. Итогом его исследований стали труды по русскому пейзажу XVIII - начала XX в.в., в которых Фёдоров-Давыдов рассматривает весь путь развития этого жанра с момента зарождения его в. России. Учёный выявляет одно из главных направлений живописных поисков художников, связанных с расширением приёмов передачи световоздушной среды, взаимодействия света, цвета и пространства, что определяло специфику пейзажного жанра в русском искусстве. Значительный вклад в исследование творчества русских пейзажистов был сделан Ф.С. Мальцевой. Ей принадлежат труды - «Пейзажная живопись второй половины XIX века», «Мастера русского реалистического пейзажа», «И.И. Левитан и пейзажная живопись 1890-х годов». Отдельные её работы посвящены творчеству Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина. Автор в своих исследованиях, излагая некоторые замечания о поисках живописцами приёмов передачи освещения, цветовых отношений, прозрачности воздуха, мягкости теней, делает вывод, что художников интересовали в пейзаже проблемы пленэра.1
Пленэру в русской живописи посвящено специальное исследование О.А. Лясковской «Пленер в русской живописи XIX века». Автор прослеживает развитие пленэра на анализе творчества художников в сравнении с европейскими мастерами. Она обращается к теоретическому осмыслению проблем цвета, тона, рефлекса в живописи, привлекая историографию по этим вопросам - работы Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Э. Делакруа, Ф.Ф. Петрушевского, Н.П. Крымова и других. Лясковская отмечает, что художники, обратившись к живописи на пленэре, учитывали все изменения оттенков природного цвета в различное время дня в полном единстве с теми изменениями, которые происходят под воздействием световоздушной среды.
Идею пленэра рассматривает В.П.Лапшин в своей работе «Союз русских художников». Он обобщает достижения в живописи представителей этого объединения, анализирует тематические и пленэрно - импрессионистические искания пейзажистов, их наблюдения за освещением, цветовыми изменениями в природе. Автор отмечает в картинах художников взаимодействие света и цвета, обогащенных рефлексами. Он пишет, что в их пейзажах «предметы взаимосвязаны световым потоком, форма теряла свою определённость, она как бы окутана светом, смягчающим границы и объединяющим все краски на холсте» Отметим ещё ряд исследователей - М.П. Неведомского, В.М. Зименко, О.П. Воронову, И.И. Пикулева, А.Н. Савинова, Н.С. Барсамова, Т.М. Коваленскую, Н.Н. Новоуспенского, Ю.Ф. Дюженко, Р.И. Власову, А.П. Гусарову, М.Ф. Киселёва, которые в монографических исследованиях о русских пейзажистах второй половины XIX века в разной степени полноты рассматривали живописные задачи художников в области построения пространства, передачи световоздушной среды, решения проблемы света и цвета.2
Крупнейшим исследователем русского пейзажа второй половины XIX -XX в.в. мы назовём B.C. Манина. Им написано немало трудов, как монографических, так и по истории развития пейзажа в России. Учёный выявляет такую важную проблему в пейзаже, как взаимодействие света и цвета в пространственной среде. Анализируя пейзаж второй половины XIX века в своём труде «Русский пейзаж», Манин приходит к следующим обобщениям: в пейзаже 1870-х годов у художников проявился интерес к проблеме цвета, цветовая гамма в их картинах приближалась к натуре. Автор рассматривает пленэрные задачи в русском искусстве и отмечает, что для пленэристов важно было освоить систему цветовых рефлексов.3
Итак, согласно литературным источникам, которые мы рассмотрели с точки зрения развития идеи света, цвета и пространства в русском пейзаже, можно сделать некоторые выводы. По мнению исследователей, специфику развития пейзажа всего XIX века определяла одна из главных живописных проблем - проблема передачи световоздушной среды. В связи с решением этой проблемы поиски русских пейзажистов были направлены на усовершенствование различных приёмов, выявляющих возможности цветотональных отношений.
- Содержание
- Глава 1. Техника русского пейзажа 19 века 3
- Глава 2. Алексей Кондратьевич Саврасов - живописец, мастер пейзажа 10
- Глава 3. Анализ картин Серова 15
- Введение
- Глава 1. Техника русского пейзажа 19 века
- 1.1. Русский пейзаж XIX века в оценке художественной критики
- 1.2.Проблема художественных поисков в русской пейзажной живописи второй половины XIX века
- Глава 2. Алексей Кондратьевич Саврасов - живописец, мастер пейзажа
- Глава 3. Анализ картин Серова
- 3.1. Саврасов а. «Грачи прилетели»15
- 3.2. А.К. Саврасов картины «Вид на Московский Кремль»19 и «Весна»20
- Заключение
- Список использованной литературы