3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
Проблемный блок 2.1. История развития цивилизации и основные информационные революции.
2.1.1. Информационный подход к истории развития цивилизации как к последовательности информационных революций.
2.1.2. Основные информационные революции в развитии человеческого общества, краткая характеристика их содержания и последствий.
2.1.3. Информатизация общества как социотехническая революция.
Проблемный блок 2.2. Информатизация общества как глобальный процесс.
2.2.1. Определение понятия «информатизация».
2.2.2. Объективная обусловленность информатизации общества.
2.2.3. Информатизация общества как социотехническая революция.
2.2.4. Основные направления развития информатизации как
глобального процесса.
Проблемный блок 2.3. Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества.
2.3.1. Основные этапы развития процесса информатизации общества.
2.3.2. Современное состояние информатизации в России и передовых странах мирового сообщества.
2.3.3. Основные тенденции и перспективы дальнейшего развития процесса информатизации в мировом сообществе.
2.3.4. Возрастание роли информации на современном этапе развития общества.
Рис. 4. Структура проблемного модуля «Роль информации в развитии общества».
Проблемный блок 2.4. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества.
2.4.1. Развитие общества и перспективные технологии.
2.4.2. Социальные технологии.
2.4.3. Информационные технологии.
2.4.4. Важнейшие свойства информационных технологий.
2.4.5. Критерии эффективности информационных технологий.
2.4.6. Информационные технологии массового применения.
2.4.7. Перспективные направления развития информационных технологий в XXI веке и их ожидаемые результаты.
2.4.8. Информационная технология как наука: современное состояние и перспективы развития.
Указатель литературы.
1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.— М.: Мысль, 1991.—С. 1-280.
2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.— М.: Владос, 1994.— С. 1-336.
3. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях.— М.: ИНИОН РАН, 1998—С. 1-34.
4. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации.— М.: Луч, 1993.— С. 1-275.
5. Колин К.К. Социально-экономическое развитие как информационная проблема // Межотраслевая информационная служба.— М., 1995.— № 1.— С. 3-9.
6. Колин К.К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии.— М.: Машиностроение, 1995.—№ О,—С. 2-8.
7. Колин К.К. Информатика на пороге XXI века: Сб. научных трудов // Системы и средства информатики.— М.: Наука, 1999.—Вып. 9.
8. Велихов Е.П. Общество знания // Мир связи и информации.— М.: CONNECT, 1996.— Сент.-окт.
9. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика».—М., 1996.
10. Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» / Манушин Э.А., Колин К.К., Петров А.В., Христочевский С.А., Федосеев А.А. // Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика».— М., 1996.
11. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»//Вестник РОИВТ.—М., 1995.— № 1-3.
12. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист.— М., 1988.— № 2.
13. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества.— М.: Союз, 1995.
14. Колин К.К. Информатика сегодня и завтра // Информационные технологии.— М., 2000.— № 1.
15. Колин К.К. Информационная технология как научная дисциплина // Информационные технологии.— М., 2001.—№ 1.—С. 2-10.
16. Состояние и перспективы развития информационных технологий. Круглый стол в редакции журнала ИТ // Информационные технологии.— М., 1999.— № 1.— С. 44-46.
Контрольные вопросы, и задания
1. Охарактеризуйте основные информационные революции в развитии общества.
2. В чем заключается социальная роль информационных революций в развитии цивилизации?
3. Чем обусловлена объективная закономерность процесса глобальной информатизации общества?
4. Каковы основные тенденции современного этапа развития процесса информатизации общества?
5. Почему информационные технологии являются катализатором процесса развития современного общества?
6. Дайте определение понятия «информационная технология».
7. Каковы критерии эффективности технологий?
8. Каковы основные признаки высокоэффективных технологий?
9. Укажите перспективные направления развития информационных технологий.
10. В чем заключаются проблемы развития информационной технологии как науки?
Темы рефератов
1. Информационные революции в развитии цивилизации.
2. Основные направления современного процесса информатизации общества.
3. Новые информационные технологии и социально-экономическое развитие общества.
4. Перспективные направления развития информационных технологий.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9