logo search
Б

3.3.1. Анекдотические сказки

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: "сатирические", "сатирико-комические", "бытовые", "социально-бытовые", "авантюрные". В их основе лежит уни­версальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра — человек, уни­женный в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники — богатый мужик, поп, барин, судья, черт, "ум­ные" старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одура­чивании построен конфликт большинства сюжетов анекдоти­ческих сказок.

К примеру, муж узнает о неверности своей жены. Он прячется в дупле толстой сосны и выдает себя за св. Николая — Миколу Дуплен-ского. Мнимый святой советует своей жене: "Ты завтра... раствори гречневых блинов и как можно намажь маслянее скоромным маслом, . чтоб эти блины плавали в масле, и чести своего мужа, чтобы qh их ел. Когда он наестся, то он будет слеп, у него выкатится из глаз свет и попортится слух в ушах..."(СУС 1380: "Николай Дупленс-кий")1.

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове пал­кой — тело падает. Дурак кричит: "Попадья матушку убила!" Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак

приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать ("Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут"). Их ссылают в Си­бирь, все имущество достается дураку (СУС 1537: "Мертвое тело").

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказ­ка — это веселый фарс, логика развития ее сюжета — логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю. И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, "ду­рак навыворот", умеющий ловко оболванить своего противни­ка. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха. Ис­торически плутни шута основывались на каком-то древнем зна­нии, недоступном уму обычного человека (это мог быть язычес­кий жрец, руководитель древних инициации). Образ дурака свя­зан с представлением о самом посвящаемом в момент его вре­менного ритуального "безумия"1.

, Исторический анализ позволяет объяснить и мотив проделок с мертвым телом. Как показал В. Я. Пропп, в своей древнейшей форме он восходит к обряду жертвоприношений на могилах ро­дителей. Мифологический смысл этого сюжета, унаследованно­го сказкой, состоял в том, что умершая мать по отношению к сыну'выступала "загробным дарителем".

Анекдотические сказки стали оформляться в период разло­жения родового строя, параллельно сказкам волшебным и неза­висимо от них. Своеобразие их историзма определяется столк­новением эпохи родового единства с новым миропорядком со-словно-классового общества.

Так, например, в древности не было осуждения воровства, потому что не было частной собственности. Люди присваивали то, что им давала природа и что не принадлежало никому. И не случайно большая группа сказок о ловком воре (СУС 1525 А) у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти — он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к соб­ственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки

о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В известном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами, с одной сто­роны, и помещиками, судьями, попами — с другой. Тип быва­лого солдата, пройдохи и плута, мог появиться не раньше самой "солдатчины", т. е. Петровского времени. Под влиянием цер­ковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Началось фольклорное переосмыс­ление библейских сюжетов (СУС 790*: "Золотое стремечко"; СУС —800*: "Пьяница входит в рай" и др.).

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются сле­дующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работ­нике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок — это поэтика жанра, в ос­нове которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народ­ной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

Талантливый сказочник, создавая комический стиль, мог сплошь за­рифмовать свою сказку. Вот как начинал повествование А. Новопольцев: Жил старичок, не велик — с кулачок, и ходил он в кабачок. Рукавич­ки за поясом, а друге-то ищет. У этого старичка было три сынка... ("Шурыпа"); Жили-были вятчане, хлебали ... со щами и вздумали церкву скласть, Богу помолиться, русскому Спасу поклониться... («Про вятчан» )1.

С этой традицией связаны специфические прозвища персо­нажей анекдотических сказок: Наконец — с того света выходец; Тихон — с того свету спихан; Наум взбрело на ум; свинья пест­ра моей жены сестра и т. п.

В сказках используется реалистический гротеск — вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск про­является как особая форма "дурацкого" мышления. Глупцы дей­ствуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зер­но), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол — "у него четыре ноги, сам дойдет ", надева­ют горшки на обгорелые пни — "ребята стоят без шапок ". От-

сюда развивается прием реализованной метафоры, т.е. юбуквального выполнения чего-либо. Например, работнику велено сторожить дверь – он снимает ее с петель и уносит с собой.

Сказка использует прием пародирования, комическое сло­вотворчество. Особенно часто пародируется речь попа, дьячка и сам обряд церковной службы. Необходимо подчеркнуть, что рус­ский фольклор не знает антирелигиозной темы, идея Бога ни­когда не подвергается в нем сомнению. Но к служителям культа сказка относится без снисхождения, высмеивая их жадность, чревоугодие и любовные похождения.

Анекдотические сказки могут иметь элементарный, одномо-тивный сюжет. Они бывают также кумулятивными ("Набитый дурак", "Хорошо да худо"). Но особенно характерным их свойст­вом является свободная и подвижная композиция, открытая для контаминации. При любом исполнении сказка могла разрастаться или сокращаться, что зависело от конкретной ситуации, от ин­тереса к интриге со стороны слушателей и самого рассказчика.