logo search
УМК История кино и телевидения 2013

Тема 7. 1990-е: Возможно все

Основные тезисы

1. Транснациональный характер кинопроизводства.

«Семь», «Двенадцать обезьян», «Шестое чувство», «Четыре свадьбы и одни похороны»… Цифры в названиях фильмов 90-х стали символом рекордных кассовых сборов и восшествия на престол цифровых спецэффектов.

В 50-е кинематографу пришлось соперничать с телевидением, в 80-е – с видео. В 90-е врагов стало больше. К концу 90-х DVD-диски начали вытеснять видеокассеты. Интернет позволил пользователям скачивать целые фильмы. Информация о новых картинах стала общедоступной и абсолютно неподконтрольной PR-отделам голливудских студий. Голливуд ответил на эти поползновения в своей фирменной манере: студии стали делать еще более зрелищные и универсальные картины, чем раньше («Титаник», 1997 / Джеймс Кэмерон). Но были и фильмы, которым удалось совместить коммерческий потенциал с уважением к взрослой аудитории («Криминальное чтиво», 1994 / Квентин Тарантино; «Матрица», 1999 / Энди и Ларри Вачовски). Плодотворно работают режиссеры с ярко выраженным авторским началом: Роберт Олтман, Дэвид Финчер, Дэвид Линч, братья Итан и Джоэл Коэны, Джим Джармуш.

Непризнанные альтернативщики американского кино поняли, что у них появился шанс реализоваться на собственном кинофестивале. Фестиваль Сандэс, основанный актером Робертом Рэдфордом, проводится каждую зиму в штате Юта. В Сандэсе дебютировал Квентин Тарантино с «Бешеными псами» (1992), там начались карьеры Тодда Солондза, Дарена Аронофски, Нила Лабьюта.

Усиление восточного влияния в сфере развлечений, в том числе и кинематографических. 90-е гг. расширили географию кино за счет только что открытых национальных кинематографий (Гонконг и Тайвань). Международного признания добились Чжан Имоу, Чен Кайге, Вонг Карвай.

В 90-е европейские режиссеры доказали, что оригинальные идеи возможны и в странах со стабильной экономикой и высоким уровнем жизни. Датчанин Ларс фон Триер основал движение «Догма-95». Немец Том Тыквер сделал картину «Беги, Лола, беги» (1998) – перенесенную на пленку компьютерную игру с разными версиями одного события, которые можно «пройти заново». Французы Жан-Пьер Жане и Марк Каро сняли смешной, основанный на французских кинотрадициях, но совершенно новаторски решенный фильм «Деликатесы» (1991). Фильмы Люка Бессонна, Матьё Кассовица и Патриса Шеро шли в мультиплексах, конкурируя с голливудскими блокбастерами. Британцы добились международного успеха романтическими комедиями, молодежными наркотическими драмами («На игле», 1996 / Дэнни Бойл), малобюджетными криминальными комедиями («Карты, деньги, два ствола», 1998 / Гай Риччи). В 1992 г. серб Эмир Кустурица снял свой единственный американский фильм «Аризонская мечта». В 2000 г. Педро Альмодовар получил заслуженных «Оскаров» за один из лучших своих фильмов «Все о моей матери» (1999).

Главной международной победой российского кино в 90-е стали «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В пику масштабным, почти имперским пристрастиям Михалкова Алексей Балабанов предложил современный сюжет про «хорошего» бандита Данилу Багрова, который стал лирическим героем своего времени («Брат» и «Брат-2»).

Благодаря цифровым технологиям, в кино вообще стало возможно все. Выход в прокат «Истории игрушек» (1995) можно сравнить с появлением первого звукового фильма. Трехмерная «История игрушек» навсегда изменила мультипликацию в принципе.

(Текст основан на статье: Крусанов, П. 90-е: возможно все // Premiere. – 2004. – №74. – С. 66–69. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир)).