14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
Особенности формирования культуры белорусов определяет её пограничный характер, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, находящихся на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной государственной и культурной традицией. Зато они могут считать себя потомками всех этих традиций наравне с другими нациями.
Вопрос о том, чем является белорусская культура — целостным самостоятельным образованием или частью иной (западной или восточной) культуры требует обращения к историческим основаниям культурной самоидентификации. Правомерность такого вопроса обусловлена пограничным состоянием Беларуси. Она расположена между двумя макрорегионами: православно-византийским и римско-католическим. Это проявилось в разделенности населения Беларуси по религиозной принадлежности на две части: западную — католическую и восточную — православную. Религия в этом случае выступает не просто как разновидность вероисповедания, но как носитель чего-то большего, своеобразным знаком, символом. Это значит, что личность, которая стоит перед выбором религии, выбирает одновременно и определенный тип цивилизации, культурную традицию, мировоззрение, общественный строй. Причиной постановки такого вопроса является и своеобразное качество границ Беларуси. Развитие культуры на землях бывшей Речи Посполитой, частью которой были белорусские земли, определялось постоянным перемещением, прозрачностью и непрочностью границ внутренних этнических территорий. Еще одна причина — нахождение Беларуси в составе Речи Посполитой, России, СССР, что сказалось на менталитете белорусов, их системе ценностей. Территория Беларуси большую часть исторического времени подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, редко возвышаясь до уровня нации и государства.
Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа начали формироваться издавна, в рамках восточнославянской системы языческих верований и обычаев.
На белорусских землях язычество за многие тысячелетия своего существования прошло путь от культа великой Матери-Богини периода матриархата, культа предков, культа животных до сложного и развернутого пантеона богов. Дохристианская религия – это и поэтично-фольклорное осмысление Природы и Вселенной. Неслучайно некоторые исследователи придерживаются убеждения, что основы славянской культуры сформировались в языческий период. В представлении предков природа способна думать, размышлять, говорить, ощущать. В ней таятся великие созидательные и творческие силы. Язычество содействовало осмыслению и оценке отношений людей к реальности, социальных проблем и природе. Древняя религия восточных славян соответствовала общественным условиям кооперативного или коллективного производства. Понятия личности, ее самоценности не существовало. Каждый человек рассматривался как член сообщества.
В первобытном обществе социальные связи были весьма простыми и устойчивыми. Это также способствовало укреплению отношений индивида и природы. Человек относился к природе не как к определенному объекту, а как к интегральной части себя, и сам одновременно являлся одним целым природной среды. Природа использовалась для регулирования общественных отношений. С помощью сверхъестественных сил, закрепленных в мифологических образах, которыми был заселен каждый природный уголок, создавался настоящий моральный кодекс. Характерно, что в белорусских сказках, преданиях, легендах человек побеждает злые силы, в первую очередь, нравственной чистотой.
Существовавшие особенности языческих религий на территории Беларуси во многом были обусловлены тем, что системы верований формировались в стороне от первых центров цивилизаций. В связи с тем, что дохристианская культура была бесписьменной, ее реконструкция вызывает существенные сложности. Однако, очевидно, что существовавшая в язычестве система нравственности в дальнейшем заложила основу народной духовности феодального периода.
Как известно, с конца X века на восточнославянских землях начала распространяться христианская религия восточного образца. В дальнейшем развитие духовной культуры на Беларуси проходило под непосредственным влиянием христианских идей.
Процесс принятия христианства на Беларуси во многом отличался от аналогичных процессов, проходивших в Киевской Руси. Главным его отличием являлось постепенность, ненасильственность по отношению к проживающему здесь населению. Некоторые исследователи объясняют это кропотливой миссионерской работой. Пример тому – деятельность Евфросинии Полоцкой.
На территории Беларуси уже в 992 г. возникла Полоцкая епархия, третья по счету (после Киевской и Новгородской). Постепенно христианская вера распространяется по остальным нашим землям, естественно замещая бытовавшие языческие верования.
Особенностью распространения христианства на белорусских землях было и то, что культура древней Беларуси периода XI‑XIII в., в целом сориентированная на Византию, с характерным для нее консерватизмом и традиционализмом, была открыта для восприятия новаций из других регионов, особенно из Центральной и Западной Европы. Именно это привело к формированию многоконфессиональности, которая сыграла существенную роль в духовной жизни белорусского общества и определила ряд оригинальных идей в общественно-философской мысли. Успех распространения христианских идей на белорусских землях был настолько значительным, что уже в XII в. тут появляются такие мощные духовные личности, как Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Климент Смолятич и др. Их влияние на развитие отечественных идей духовно-нравственного совершенствования был исключительный.
Итак, мы можем утверждать, что православное христианство определило основу средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет ни одного вида искусства или направления культуры, которые бы не были одухотворены православием. Школа, книга и просвещение на протяжении многих столетий оставались исключительно церковными. Архитектура, живопись, хоровая музыка, литература, политическая мысль и богословие Древней Беларуси соответствовали лучшим духовным ценностям христианской культуры начала второго тысячелетия после рождества Христова.
XI – XII века стали временем расцвета Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Это проявилось в появлении многочисленных видов искусств, тиражировании знаний, просветительстве и огромном уважении к личности мастера, творца художественных произведений искусства. Культура этого времени представляет собой тип «раннехристианского Возрождения», рожденного столкновением и синтезом творческих порывов молодого этноса, христианского духовного подвижничества и принесенной с Византии эллинистической культуры.
Важно отметить, что христианская религия, из которой вырастала новая духовная культура, таила в себе разные возможности дальнейшего развития. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с кровавой борьбой между полоцкими и киевскими князьями, стремившимися захватить полоцкие земли и распространить восточный тип православия и организации жизни. Во-вторых, с достаточно еще крепкими традициями язычества, которые препятствовали усвоению новой религии и образа жизни. В итоге, в условиях сильного военного, политического и культурного воздействия, как с Востока, так и с Запада, влияния идей и традиций язычества, не способствовавших быстрому принятию иной культуры, в 1230-е годы происходит объединение белорусских и литовских земель, образуется Великое княжество Литовское (ВКЛ).
К XIV столетию белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. ВКЛ было белорусско-литовским государством. В период вхождения белорусских земель в ВКЛ шел процесс дальнейшего развития этнического сознания белорусов, развивались письменность, философская мысль, создавались документы, характеризующие уровень их политической и правовой ментальности.
Значительные памятники права XVI в. – Литовские статуты (1529, 1566, 1588 годов), в которых отразилось влияние римского права и юридические идеи эпохи Возрождения, оказали существенное влияние и на развитие права у всех восточнославянских народов.
Нужно заметить, что в отличие от самодержавного сознания Московской Руси, в основе менталитета белорусов лежали либеральные идеи, в том числе в вопросах государственного устройства, политической и религиозной жизни. Идеи конституционной монархии, верховенство закона, политической веротерпимости, закрепленные правовыми актами, в определенный период владели общественным сознанием Великого княжества Литовского.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?