Глава 7. Народный танец
Народный танец на многих этапах истории человечества начиная с древних времен был основой хореографической культуры общества.
Что же такое хореографическая культура? Современная научная литература отражает разногласия по поводу данного понятия. В качестве его синонимов употребляются такие словосочетания, как «национальное хореографическое искусство», «танцевальная культура», «танцевальное искусство», «национальная хореография», «национальная пляска», «народно-сценический танец» и другие. Под «хореографической культурой» многими авторами подразумевается исключительно профессиональное балетное искусство, но никак не традиционный национальный танец.
Вместе с тем хореографическая культура современного общества включает фольклорный (традиционный) танец, народную хореографию; народно-сценический (обработанный для сцены) танец; эстрадный танец; балетное искусство. Невозможно вычленить и обозначить как главенствующий, определяющий ни один из составляющих элементов этого сплава.
У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны прежде всего с его этническим характером, системой духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов. Народные танцы, их художественно-образное содержание и лексика отражают не только национальные образы мира, но также трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его проживания.
В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологических особенностях, преобладающих видах трудовой деятельности (землепашество, скотоводство, и т.д.), нормах поведения и взаимодействия между различными половозрастными и социальными группами.
На первобытнообщинной стадии развития человек мог выжить, только активно приспосабливаясь к окружающей среде, осваивая еще неподвластную ему природу. Благодаря общим усилиям соплеменников, только в коллективе людей человек мог создать себе надежную среду выживания. Общение между людьми могло происходить с помощью жестов, послуживших основой возникновения плясок. Жест выполнял определенную роль знака, символа, посредством которого первобытные люди регулировали свою трудовую деятельность. Именно возникновение совместной трудовой деятельности, выполняемой в определенном ритме, повлекло за собой появление первобытных плясок. Навыки, приобретенные в трудовых процессах: в рыбной ловле, охоте за диким зверем, земледелии и скотоводстве — люди охотно передавали молодым членам общины. Танец, вбирая в себя все многообразие трудовых приемов, правил, способствовал закреплению вложенной в него информации и ее передаче от одного поколения другому.
В танце тренировалось тело, закалялся боевой дух, через танец люди познавали историю своего народа. Осваивая танцевальные движения, молодые члены общины за короткий срок достигали уровня зрелости. Посредством танца люди передавали свои чувства, ощущения, мысли. Из этого следует, что основными функциями танца первоначально были активно-приспособительная, коммуникативная и познавательная. Коммуникативная функция тесно переплеталась с нормативно-регулирующей. Ведь чтобы жить в коллективе, общаться с соплеменниками, человек должен был изучить правила и законы жизни родовой группы. Танец как нельзя лучше передавал участнику основные нормы поведения, ценностные установки, регулировал отношения между членами коллектива.
Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям.
Огромное влияние на формирование народной танцевальной культуры изначально оказывали мифологические представления об устройстве мира, олицетворение природных стихий, поклонение силам природы.
В древности танцы многих этносов существовали в неразрывной связи с магическими обрядами, ритуалами, праздниками народного календаря и другими формами народной жизни. Часто они выполняли заклинательные функции, когда хотели попросить у высших сил дождя для получения хорошего урожая, удачной охоты и т.д. Например, у народов Севера до сих пор сохранились танцы медведя, оленя, моржа, имевшие ритуальный смысл и, по древним поверьям, способствовавшие успешной охоте и рыбной ловле.
Со временем народные танцы утрачивали свои магические, обрядово-ритуальные функции и стали превращались в одну из форм проведения досуга, отдыха и развлечений. Их начали исполнять и профессиональные коллективы, выступающие на сцене.
Рисунки танцев
Рисунком танца называется последовательное чередование различных положений танцующих,
траектория их перемещений. Наряду с хореографическим текстом, пластической выразительностью и мимикой, темпом и ритмом движения, композицией пространственный рисунок является выразительным средством народного танца и подчинен его идее и образу.
Наиболее древним считается круговойрисунок. Он встречается в танцах первых цивилизаций. Круг олицетворяет движение небесных светил, круговорот веществ в природе, являясь важным символом практически всех языческих верований. Чаще всего встречаются следующие рисунки:
круг, круг в круге, полукруг, несколько кругов, расположенных рядом.
Каждый последующий шаг в развитии цивилизации отражался в рисунке танца: появление земледелия, развитие воинского искусства, освоение новых ремесел. Кроме круговых рисунков появляются линейные рисунки: линии, колонны, диагонали, квадратные построения.
Освоение человеком пространства сопровождается возникновением новых движений и рисунков в танце: простейшие движения на месте усложняются перемещением вдоль линий; линейные перемещения переходят в рисунок на плоскости, затем появляется построение танца по вертикали и, наконец, объемное перспективное асимметричное построение рисунка танца.
Еще в Древней Греции было исследовано воздействие на психику человека посредством созерцания различных перестроений. Так, статичное горизонтальное построение способствовало спокойному зрительскому восприятию. Вертикальный рисунок, учитывающий передний, задний, крайний планы, глубину пространства, усиливал динамику восприятия, действовал на зрителя возбуждающе. Уже известные нам круговые и линейные рисунки стали отличаться статичным и динамичным характером.
Примером динамичного линейного рисунка, учитывающего перспективу в танце, является рисунок «книжечка»:
две горизонтальные линии вращаются вокруг своей оси в разных направлениях, соприкасаясь краями, из центра в это время появляются персонажи.
В рисунках отражается логика построения: они развиваются от простого к сложному. Простым рисунком является круг. Его модификацией можно считать рисунок «восьмерка» — два круга, перетекающих друг в друга. Еще более сложный круговой рисунок «шен»: два круга (один внутри другого) движутся в противоположных направлениях по зигзагообразной траектории.
Другой пример развития простого рисунка: из одной горизонтальной линии образуются две, двигающиеся в направлении друг к другу; затем из двух встречно вращающихся линий образуется крест, который снова преобразуется в одну линию, и т.д.
Язык танца.Танцевальная лексика
Мимика, жест, взгляд, поза - ярчайшие средства общения. Переход из одной позы в другую, смена положений тела производят движение. Движение - основа танца.
У каждого народа сформировалась своя традиционная пластика, свои приемы соотнесения движений с музыкой. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений головы, рук, ног, корпуса, из приветствий, прощаний. Его определяют особенности возрастных и социальных отношений. Воздействие, оказанное языком танца, намного ярче, эмоциональнее, если форма танца соответствует его содержанию, а характер народа передан достаточно достоверно.
Язык танца формировался в соответствии с образом жизни народа, его социальным и историческим прошлым. Характер народа, особенности его мышления нашли отражение в языке танца.
Танцевальная лексика возникает на основе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хореографическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хореографической образности. Но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможностей, воплощающих собирательный образ народа.
Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику. Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику.
Логика развития движений от наиболее простых к наиболее сложным (с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, собственно кульминацией и развязкой) подсказывает использование принципа контраста (линейное построение сменяется круговым, танцевальная фраза из полутонов сменяется техничным пассажем).
Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка. Выразительным и свежим может выглядеть развитие лексики при помощи усложнения ритма с использованием ритмических акцентов, синкоп: дробное выстукивание простое -дробное выстукивание синкопированное. Большое значение имеет правильно выбранный ракурс исполнителя, помогающий восприятию композиции танца, раскрытию образа. Для наибольшей выразительности хореографического образа используется пластическое многоголосье, когда солистам аккомпанируют движения остальных исполнителей. Здесь важно не отвлекать внимание зрителя от основного образа, а сконцентрировать его вокруг солистов усиливающими восприятие движениями и рисунками.
Танцевальная речь состоит из танцевальных комбинаций - сочетаний нескольких танцевальных движений, раскрывающих характер исполнителя. Танцевальные комбинации выстраиваются в танцевальную фразу, соответствующую музыкальной фразе, выражающую хореографический образ. Танцевальный этюд состоит из нескольких танцевальных фраз, имеет целью выработку технических навыков исполнения. Хореографический номер имеет идею, содержание, действие, подчинен законам драматургии, раскрывает хореографический образ. Хореографическое полотно - это хореографическое произведение крупной формы, поставленное балетмейстером по всем канонам сценического действия.
Композиция танца
Создание композиции хореографического произведения - процесс творческий, требующий
огромной подготовительной работы. Первой его ступенью является изучение этнографических, музыкальных, изобразительных, исторических источников по интересующей теме.
Второй ступенью - драматургия или содержание произведения (довольно часто встречаются хореографические номера без ярко выраженной сюжетной линии, но которые несущие в себе определенный хореографический образ). Содержание танца, народного в особенности, подчинено главной задаче — выражению характера народа, передаче национального колорита.
Третьей ступенью в создании танца является подбор музыкального материала. Часто бывает, что именно музыка вдохновляет на создание хореографического произведения.
Четвертая ступень — собственно сочинение танца и его пространственное выражение, точнее, сочинение хореографического текста и рисунка танца.
Как и все виды художественного творчества, хореография подчинена основным законам построения произведения. В первую очередь это относится к драматургии и выражается в обязательном соответствии экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки идее.
Это правило распространяется и на сочинение текста, рисунка танца. Даже небольшая танцевальная комбинация, выполненная с учетом этого правила, приобретет логическую завершенность.
Подготовительный процесс можно считать завершенным, если он привел к рождению внутренней формы танца. Мысли, чувства, переживания человека рождают в его сознании хореографические образы, что приводит к созданию яркого, выразительного самобытного произведения.
Произведения народной хореографии, как правило, не имеют конкретного автора, а являются продуктом коллективного творчества и тщательно оттачиваются впоследствии многими поколениями. Простота, лаконичность произведения малой формы, созданного в процессе совместного творчества несколькими народными умельцами, позволяют раскрыть красоту, широту, эмоциональность, лиричность русского танца.
Русские народные танцы
Свои самобытные, веками сложившиеся особенности имеют танцы русского народа, до сих пор бытующие в различных регионах России. «Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный...», — отмечал Н.В.Гоголь в «Петербургских записках 1836 года». В свою очередь, русская танцевальная культура оказывает влияние на танец соседних народов. Именно через взаимодействие и взаимовлияние танцевальных культур особенно ярко проявляется самобытность, уникальность, неповторимость каждой из них.
Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью, ведь их танцевал народ на свадьбах, семейных праздниках, народные гуляниях.
История возникновения танца на Руси неразрывно связана с музыкальным и песенным творчеством. Не случайно песни на Руси «играют», «водят», «ходят». Известный исследователь фольклора народов, населяющих территорию России, Якоб Штелин в 18 веке писал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. ... Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской» (Штелин Я. Музыка и балет в России 18 века / Под ред. Б.И.Загурского. Л., 1935. С.55, 150).
Русский народный танец богат многообразием специфических рисунков: корзиночки, воротца, книжечки, шторки, змейки, плетень, ручейки, гребенки, капустки, стенки, столбы и др.
Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному. На Севере — величаво, степенно, горделиво. В Центральной части - то лирично, задушевно, то весело и игриво. На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая. Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа: поэтичность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно.
Одним из непременных условий бытования русского танца является импровизационность. Следующая исполнительская особенность - необыкновенная выразительность рук танцующего. Кисти, пальцы рук, плечи, а также лицо и голова являются средствами выразительности, позволяющими раскрыть индивидуальность исполнителя. Наконец, манера, «выходка» каждого участника танцевального действа отличается своеобразием, неповторимостью, непременно отражая личностные качества, настроение танцующего, и всегда является носителем местного колорита танца.
В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется. Например: «А я по лугу», «Камаринская», «Сени». Другие разделяют танцы по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера». Существует также деление в соответствии с рисунком танца: «Капустка», «Улитушка», «Плетень», «Круги», «Воротца», «Звездочка»;
по движениям в танце: «Дробушечка», «Топотуха», «Перехватка»; по характеру исполнения: «Бешеная», «Шальная», «Метелица», «Сновуха». В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, отраженные в танце: «Ленок», «Костеля», «Косари», «Толкуша», «Веретено». Интерес представляет и систематизация по названию персонажа, изображенного в танце: «Лебедушка», «Медведь», «Рыбка», «Журавель», «Гусачок». Известный хореограф, фольклорист и создатель необыкновенных сценических интерпретаций народных плясок в хоре имени Пятницкого, народная артистка России Т.А.Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы. Исследователь русского народного танца, организатор многочисленных фольклорных экспедиций, создатель школы русского народного танца, народный артист России, профессор А.А.Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды. Этот подход представляется нам наиболее целесообразным.
Таким образом, основными видами русских народных танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые); кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку); пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой).
Хоровод
Наиболее популярным жанром русского народного танца является хоровод. Пластическое выражение песни, иллюстрация текста песни, действенность, зрелищность, выражение образа песни, передача характера, настроения - вот далеко не полный перечень основных задач хоровода.
Хороводы, изображающие орнамент, узоры, фигуры, кружева называются орнаментальными хороводами. Особенностью орнаментальных хороводов, поставленных народом, отличающей их от постановок профессиональных балетмейстеров, является:
- небольшое количество рисунков;
- строгое соблюдение формы: жанр хоровода выдержан как музыкально (количество куплетов и повторов может быть не ограничено), так и пластически (движения танцующих незамысловатые, учитывающие привлечение в хоровод непосвященных исполнителей; фигуры хоровода вытекают одна из другой, подчинены логике традиционных видов деятельности народа - ткацкого производства, земледелия, обустройства быта.
-исполнение под хороводные песни, описывающие красоту русской природы, изображающие трудовые процессы, быт народа.
Песни, под которые исполняются орнаментальные хороводы, называются хороводными песнями. Они выполняют роль музыкального сопровождения.
Хороводы, выражающие драматическое действие, называются игровыми. Русский композитор, музыковед, академик Б.В.Асафьев, известный в мире искусства под псевдонимом Игорь Глебов, так описывает игровые хороводы: «Хоровод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню, соответственно ее тексту, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада»4.
Песни для игрового хоровода отличаются более ярко выраженным ритмическим характером и действенным началом. Такие песни разыгрываются исполнителями. Не случайно хороводы называли народной игрой: «Хоровод - народная игра — движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей - участников какой-нибудь игры, танца»5.
Выразительность игрового хоровода достигается не только за счет актерского мастерства ведущих исполнителей разыгрываемого действа, но и за счет применения реквизита, зачастую весьма условного (платок — подушка, постель; венок — брачные узы; палка — лошадь, меч, костыль; плетка — покорность), а также благодаря игре на различных музыкальных инструментах, ряжению.
Отличительные особенности игрового хоровода:
- в игровом хороводе используется ограниченное количество рисунков танца, перестроения гораздо проще и легче для запоминания;
-основными фигурами являются круги или линии (в центре круга разыгрывается действие, в линейном построении две противоположные линии ведут диалог);
- изменяется роль заводилы хоровода, от которого требуется не умение изобретать фигуры, а актерское мастерство и хорошие вокальные данные.
4Глебов И., Симфонические этюды. Пг., 1922. С. 59-60.
5Ожегов С., Шведова Н., Толковый словарь русского языка. М., 1998. С.867.
При всем сходстве хороводы в каждом районе России исполняются гГо-своему, в своей манере, в разном темпе, с различным составом участников.
Общепринятая в этнографии система деления территории России на сложившиеся к началу XXвека этнические зоны (северорусскую, среднерусскую, южнорусскую, русско-белорусскую, русско-украинскую, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачество) наиболее полно отражает разнообразие изменения танцевальных традиций и представляется нам достаточно органичной для изучения региональных особенностей русского народного танца.
Северный регион: Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская области, север Костромской, Ярославской, Тверской, Ивановской, Нижегородской областей, часть Псковской области, прибрежные районы Мурманской области.
Южный регион: Калужская, Орловская, Тульская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, восточные районы Воронежской и северные районы Волгоградской областей.
Центральный регион: Московская, Владимирская, центральная и южная часть Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Нижегородской областей, восточные районы Смоленской и южные районы Псковской областей.
Поволжье: Ульяновская, Самарская, Саратовская области.
На границе с Белоруссией и Украиной сформировались другие этнические зоны: русско-белорусское пограничье (Брянская область и западные районы Смоленской области) и русско-украинское пограничье (Курская, Белгородская, южные районы Воронежской области).
Урал: Пермская, Свердловская, Челябинская области, восточные районы Оренбургской и западные районы Курганской областей.
Сибирь и Дальний Восток подразделяются на Западную Сибирь (Алтайский край. Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области) и Восточную Сибирь (Иркутская область, Хабаровский, Красноярский и Приморский края).
В казачестве следует выделить двенадцать групп: Уральские, Астраханские, Оренбургские, Кубанские, Донские, Терские, Сибирские, Семиреченские, Забайкальские, Амурские, Уссурийские, Некрасовские казаки.
Рассмотрим некоторые особенности построения и исполнения хороводов.
Для исполнения северных хороводов типична горделивая, торжественная манера, медленная, величавая поступь, плавность и сдержанность в движениях. Построение орнаментальных хороводов в основном линейное, шеренгами. Шествие по линиям под протяжные медленные песни (недаром говорят, что на Севере хороводы «поют»). Хороводы исполняются только девушками и называются «ходечи», «ходе-цы», «ходюги», «столбы», «застенок». В основном хороводы водились девушками, иногда приглашались парни. Медленные хороводы «Петровщины» состояли из трех частей: «застенок», «столбы» и «круги». Орнаментальный хоровод «Косой столб» включает в себя поочередное перемещение второй пары в обход первой и наоборот. Скорые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка» изображают названные фигуры, исполняются в более быстром темпе. Игровые хороводы на Севере обычно смешанные. Так, хоровод «Негодяй» (Архангельская область) «повествует» в юмористической манере о взаимоотношениях мужа и жены.
На Юге России хороводы «играют»: разыгрывают содержание песни и украшают пение всевозможными припевками и подголосками. Костюмы исполнителей традиционно ярких расцветок, укороченные, что позволяет более технично двигаться, придает большую свободу движениям корпуса, плеч, рук, ног, головы. Орнаментальные и игровые хороводы на Юге — смешанные, исполняются как женщинами, так и мужчинами. Темп хоровода ускоряется. Однако наряду с быстрыми по темпу исполнения встречаются хороводы средние и медленные. Усложняются движения ног, появляются припляс, дроби, подскоки. Ритмический рисунок украшается синкопами.
Центральная часть России несет отпечаток влияния культурных традиций Севера и Юга. Даже народный костюм средней полосы сочетает в себе теплоту и яркость южной колористики и лаконичность северного силуэта.
Хороводы состоят из двух частей — медленной, переходящей в быструю. В них сочетаются плавность, мелодичность северных хороводов в медленной части и задор, искрометность южных хороводов в быстрой части.
Специфические рисунки орнаментальных хороводов Центральной России: «круг в круге» — «Стоит кузня» (Рязанская область); «разомкнутый круг» - «улитка» или «капустка» — «Змейка» (Рязанская область).
В игровых хороводах встречаются поцелуй, «казенка». Часто действие разыгрывается в центре круга, где изображаются бытовые сценки выбор невесты и ее родни - «Гулял барин» (Тверская область), ухаживания «Селезень» (Московская область), загадывания загадок — «Вдоль по лугу» (Московская область).
Хороводы с «рассуждениями» отличаются своеобразной жестикуляцией ведущих диалог исполнителей, изображающих и «комментирующих» текст хороводной песни — «Как по той, по травке» (Владимирская область).
Самобытностью отличается и танцевальная культура русско-белорусского пограничья. Среди ее особенностей можно выделить следующие:
- переплетение черт русского и белорусского народного творчества;
- женский народный костюм ярких теплых тонов (красный, оранжевый), украшенный вышивкой, короткий (до середины икры), сложный головной убор (кокошник, подзатыльник и повязальник), на ногах белые чулки, лапти, перевязанные крест-накрест оборами;
- песни исполняются на диалекте;
- употребляются хороводные величания;
- хороводы смешанные, включающие участников всех возрастов;
- темп хороводов средний и быстрый;
- корпус исполнителей очень подвижен, встречаются резкие повороты, «танцуют» плечи, руки;
- припляс и пляска являются обязательными для всех участников хоровода.
Распространены орнаментальные хороводы («Около бережка похаживала», «Лука», «Заплетися, плетень»), игровые хороводы («Про попа», «Кострома»).
Для русско-украинского пограничья характерным является то, что хоровод здесь называется «танок». Плясовой танок - наиболее распространенная форма хоровода. Таночные песни украшены своеобразными припевами (Ой-лели,лели; Али-лей-лели). В хороводах участвуют исполнители всех возрастов, в некоторых - одни женщины. Исполняются танки очень темпераментно.
Известны танки двух видов: со сложными рисунками, исполняющиеся на одном месте; с еще более сложными рисунками (круг в круге в продвижении), состоящие из нескольких фигур, исполняющихся в динамике. Например, танок «Петелька», «Танок с поясами» (Курская область).
Кадриль
Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Встречается она на всей территории России за исключением русско-украинского пограничья. Ведет свое происхождение от французской кадрили и английского контрданса. Попавшая в светские салоны русской аристократии в начале XIX века и пришедшаяся по вкусу не только знати, но и слугам, крепостному люду, кадриль в интерпретации служилых людей претерпела значительные изменения и обогатилась русской национальной манерой исполнения.
Появились новые фигуры кадрили, заимствованные из русских орнаментальных хороводов. В таком виде кадриль сохранилась в отечественной танцевальной культуре народа, став неотъемлемой частью народного танца.
Существует ряд отличительных черт русской кадрили, которые позволяют отделить ее от первоисточника - французской кадрили:
- рисунок русской кадрили более богатый («корзиночка», «воротца», «звездочка», «гребенка», «круг»);
- в русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во французской кадрили 5-6 фигур);
- в русской кадрили названия фигур четко соответствуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи», «казенка»);
- русская кадриль впитала в себя элементы пляски и перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»;
- каждая фигура отделяется от последующей (паузой, объявлением названия следующей фигуры, притопом, хлопком или поклоном всех исполнителей);
- в русской кадрили появились новые фигуры: «вальс», «полька», большинство фигур заканчивается кружением в парах;
- названия фигур происходят от названия места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»).
По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили.
Квадратная кадриль иногда носит название угловой, так как исполняется «по углам», четырьмя парами. Перемещения здесь в основном между противоположно расположенными парами.
Наиболее распространена угловая кадриль в Московской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях. Кадриль исполняется простым, переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, динамичные, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в угловой кадрили разнообразны:
- движение всех пар к центру и расход на свои места, кружения в парах;
- пары из противоположных углов меняются местами, одна пара образует воротца, другая пара в них проходит, все кружатся на месте, затем возвращаются на свои места;
- противоположные пары образуют круг, двигаются по кругу, расходятся на места противоположной пары, затем все повторяется до возвращения на свои места;
- две пары сходятся в центр, один из исполнителей отдает свою партнершу и пляшет перед тройкой кружащихся исполнителей, затем забирает девушку и возвращается на свое место.
В линейной, двухрядной кадрили должно принимать участие четное количество исполнителей — от четырех и более. Движение в парах производится «стенкой на стенку» -линейно навстречу друг другу
Бытует линейная кадриль на Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях.
Наиболее популярны следующие фигуры:
- перемещение навстречу двух линий одновременно или поочередно;
- пары через одну подходят к противоположным парам, образуя круг, двигаются против часовой стрелки, возвращаются на свое место, пройдя через ворота, образованные парой, с которой кружились; девушки образуют круг в центре, перемещаются по нему, пока парни пляшут на месте, затем парни повторяют все перемещения девушек, а девушки пляшут на своем месте;
- обе линии двигаются навстречу друг другу, одна линия проходит под воротами, образованными другой линией, пары кружатся на чужих местах, затем таким же образом возвращаются на свои места.
В круговой кадрили может принимать участие любое количество пар — как четное, так и нечетное, но не меньше четырех Все перемещения происходят по кругу, по часовой стрелке, а перемещения одного из партнеров - против часовой стрелки.
Встречается в Московской, Самарской областях, в Сибири, на Урале. Фигуры отличаются разнообразием:
- все пары двигаются по кругу, затем вращаются вокруг себя, затем все повторяется в обратном направлении;
- девушки перемещаются по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, которые пляшут на месте; потом парни повторяют все перемещения девушек;
- девушки двигаются в центр, образуют круг, повернувшись спиной к центру круга, танцуют на месте; затем возвращаются на свои места, обходят своих парней, кружатся с ними вокруг себя; парни пляшут на месте, потом повторяют все движения девушек;
- парни и девушки двигаются в разных направлениях по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, кружатся на месте;
- пары через одну выходят в центр круга, образуя рисунок «круг в круге», двигаются зигзагообразно, встречаясь поочередно правыми и левыми плечами с двигающимися тоже зигзагообразно парами (рисунок «шен»).
Перепляс
Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения).
Традиционный перепляс состоит из проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников.
Правила перепляса устанавливаются заранее: состязаются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмутимость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только потом исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут.
Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадривают соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, притопами.
Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов: гармошки, баяна, домры, жалейки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала умеренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все усложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «приберегаются» для финальной и решающей схватки соперников. Именно в переплясах формировался и развивался мужской русский народный танец.
С изменением уклада жизни народа, появлением кустарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии промышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более активными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполнительницы перепляса — вносят новую струю в исполнение -частушку. Сначала исполняется проходка, затем - частушка, а потом - «коленце». В таком соревновании выигрывает не только сила и виртуозность, но и остроумие. В женском переплясе много дробей, шагов с притопами, переменных шагов с подбивкой, синкоп, вращений.
Переплясы исполняются под «Барыню», «Камаринскую», «Полянку» и другие известные в народе мелодии. В Архангельской области бытует перепляс «Топтуша», в Рязанской - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «Мотанечка», в Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской - «Рассы-пуха».
Литература
Авдеев А.Д. Происхождение танца. М.; Л., 1959.- С.38-81. Бачинская Н.Русские хороводы и хороводные песни, М., Л.: Музгиз, 1951.
Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца: Автореф. дис. ...канд. искусствоведения. —М.,1988.-25с.
Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М.:Всероссийское музыкальное общество, 1996. С. 10-35.
Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. - М., 1982.
Бюхер К. Работа и ритм, - М., 1923. - 196 с
Веретенников И. Южнорусские хороводы. Белгород, 1994. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском Государстве народов.- СПб., 1779.- 438 с.
Гусев В.Е. Фольклор и хореографическая самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1968. - С. 59-62.
Жорницкая М. Северные танцы. М.,1970.
Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1983.
Иноземцева Г.В. Народный танец. М.: Знание, 1971.
Казьмин П Сто русских народных песен, М.: Музгиз, 1958.
Климов А. А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981.
Климов А.А. Русский народный танец. Север России: Учеб. по-соб.М.,1996.
Князева О.Н. Танцы Урала. Свердловск, 1962.
Круглова Ю.Г. Фольклорная практика. М.: Просвещение, 1979.
Методика работы с косвенными источниками по воссозданию утраченных образцов танцевального фольклора: Метод, рек. для руководителей самодеят. хореограф, коллективов. Минск, 1980.
Надеждина Н. Русские танцы. М., 1951.
Руднева А.В. Курские танки и карагоды М.: Сов. композитор, 1975.
Русские кадрили. М., 1956.
Русские народные танцы. М., Госкультпросвет, 1949.
Русские народные хороводы и танцы. М., 1948.
Сахаров И. Сказания русского народа. Спб., 1848.
Смирнов Е. Северная кадриль. Петрозаводск, 1977.
Смирнов И.В., Искусство балетмейстера, М.: Просвещение, 1986, С. 152-166.
Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837-1839.
Терещенко А. Быт русского народа. Спб., 1848.
Ткаченко Т. С. Народный танец. М.: Искусство, 1967.
Уральская В.И. Эстетические проблемы взаимовлияния народного и профессионального искусства (на материале хореографии): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.,1969.
Устинова Т. А. Беречь красоту русского танца. М.: Молодая гвардия, 1959.
Устинова Т.А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976.
Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.
Фаминцын Ал. Скоморохи на Руси. Спб., 1889.
Филиппов Э. Русские народные танцы Иркутской области. Иркутск.Вост. — Сибирск. кн. изд., 1965. Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах..., Спб., 1898. Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. М.: Всесоюзный науч. — метод, центр народного творчества и культпросветработы, 1981.
- Раздел I.Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Исходные понятия теории народной художественной культуры.
- Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
- Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- История изучениямифов
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах
- Народныйземледельческийкалендарь
- Зимние народныепраздники
- Осенние праздники
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Родильная обрядность
- Русская народнаясвадьба
- Похоронный обряд
- Литература
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Сущность игры.
- Функции игр.
- Русские народные игры
- Сферы бытованиянародных игр
- Литература
- Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества
- Глава 1. Устное народное творчество
- Русский эпос
- Духовныестихи
- Литература
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Жанровая разновидность русских народных песен
- Детский фольклор
- Классификациядетского фольклора
- Поэзияпестования
- Колыбельныепесни
- Потешки
- Прибаутки
- Бытовойфольклор
- Детскиенародные песни
- Календарные песни, заклички и приговорки
- Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки)
- Игровой фольклор (считалки, игры)
- Региональные традиции русского народного песенного творчества
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Художественная обработка дерева
- Богородская резьба
- Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
- Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой
- Художественныеизделия из бересты
- Декорирование берестяных изделий
- Росписьуфтюжского туеска
- Хохломская роспись по дереву
- Полхов-майданское искусство
- Росписи Северной Двины
- Художественная обработка камня
- Резьба по кости
- Миниатюрная живопись на папье-маше
- Художественнаяобработка металла
- Народная керамика
- Кружевоплетение
- Художественнаяроспись ткани
- Вышивка
- Глава 5. Народное зодчество
- Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.
- Основные конструктивные элементы построек
- Крестьянское жилище. Типы жилища
- Типы внутренней планировки избы
- Художественно-образная система крестьянского жилища
- Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве
- 2. Церкви.
- Глава 6. Фольклорный театр
- Глава 7. Народный танец
- Глава 8. Русский народный костюм
- Глава 9. Русская народная игрушка