4. Русские сказочники
Исполнение сказок было доступно каждому: мужчинам и женщинам, взрослым и детям; но всегда выделялись одаренные люди, которые сохраняли и развивали сказочное наследие. Рассказыванию сказок способствовали некоторые виды работ — в охотничьих, рыболовных, лесорубных артелях нередко находился сказочник. Он был необходим и на мельнице — в этом "оригинальном деревенском клубе" (Ю. М. Соколов). Некоторые сказочники, особенно из среды беднейших крестьян, в определенных условиях использовали свое мастерство как средство к существованию, поэтому им важно было намекнуть в конце на угощение. Известная концовка, в которой среди сказочных персонажей неожиданно появлялся на пиру сам сказочник, конечно, и служила таким намеком: ведь он там был и мед-пиво пил, даже по усам текло — а в рот не попало.
От скоморохов в традицию вошли присказки, в которых просьба сказочника могла быть более значительной: о рубашонке, лошадке, красных сапогах, синем кафтане. Например: Я там был, пиво пил, но в рот не попало. Служил, служил... За всю службу мне подарили синий кафтан, башлык и дали мне под шлык. Я выкатился из-под ворот. Несу этот кафтан на себе. "Все-таки, — думаю я, — хорош кафтан-то, синий". Повстречалась со мной синичка: "Синь, синь да хорош! — подхваливает. А я думаю: "Скинь, скинь да положь!" Я взял снял да положил. Пришел на другой день, а его уже там нет1.
Как сообщает историк Е. И. Забелин, в допетровской России "бахарь был почти необходимым лицом в каждом зажиточном
доме", тем более — в царских палатах. Благодаря подаркам, которые делались по именному приказу "в награду за потешенье", мы знаем имена некоторых из них.
Так, "9 февраля 1614 года государев бахарь Клим Орефин получил 4 арш. сукна английского зеленого, кафтан зенденинный темно-зеленый, однорядку суконную вишневую. В том же году мая 7 выдано государева жалованья другому государеву бахарю, Петрушке Тарасьеву Сапогову, 4 арш. сукна английского вишневого, кафтан — зендень лазорева, сапоги телятинные"1. Одежду из таких дорогих тканей носили сами цари.
Творческие стили народных сказочников исключительно разнообразны. Ю. М. Соколов выделял среди них эпиков, обстоятельно ведущих повествование; мечтателей-фантастов; моралистов, ищущих правды; шутников-балагуров; едких сатириков2.
Обычно сказочники усваивали не все сюжеты, которые когда-либо слышали, их репертуар отражал личный опыт и личные переживания. Строго придерживаясь традиции, сказочник самостоятельно воссоздает сказку. Передавая сюжет, его основной идейный смысл, он отбирает нужные формулы, эпитеты, разворачивает или сокращает мотивы, иногда создает сюжетные контаминации и т. д. М. К. Азадовский писал, что перед подлинным мастером-сказочником "лежат те же задачи, что и перед каждым художником: задача упорядочения материала, его выбор и распределение, развитие художественного замысла, короче — в его деятельности в полной мере проявляется то, что Л. Толстой называет "сознательной силой художника"3.
Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Из XIX в. наиболее полное представление можно составить о волжском сказочнике Абраме Новопольцеве (Д. Н. Садовников записал от него 72 сказки). В XX в. были опубликованы сборники, состоящие из репертуара какого-либо выдающегося сказочника: крестьянок Воронежской области А. К. Барышниковой (Куприянихи) и А. Н. Корольковой; рыбака бывшей Архангельской губернии М. М. Коргуева; сибирского охотника Е. И. Сороковикова (Магая); крестьян Нижегородской области И. В. Ковалева и М. А. Сказкина;
рабочего из г. Петрозаводска (вышедшего из крестьян Могилев-ской губернии) Ф. П. Господарева; пинежской крестьянки М. Д. Кривополеновой — и других. Однако вполне достоверная картина складывается только тогда, когда мы обращаемся к сказкам в их массовом бытовании.
- Т.В.Зуева
- Учебник Для высших учебных заведений
- От авторов
- Фольклор как предмет филологического изучения
- 1. Фольклор и фольклористика
- 2. Специфика фольклора
- 2.1. Традиционность
- "Ой, да ни зимою вьюги лютые
- 2.2. Синкретизм
- 2.3. Вариативность
- 2.4. Импровизация
- 3. Фольклор как художественная система.
- 4. Творческий метод фольклора
- Литература к теме
- Пособия по собиранию фольклора
- 1.2. Фольклор в оценке общественных направлений середины xiXв.
- 2. Русская фольклористика XIX-начала XX в. (до 1917 г.)
- 2.1. Собирание и научные публикации русского фольклора.
- 2.2.Академические школы (научные направления) в фольклористике
- 2.2.1 Мифологическая школа.
- 2.2.2. Школа заимствования (миграционная)
- 2.2.3. Историческая школа
- 3. Русская фольклористика после 1917 г.
- 3.1. Собирание и публикация народных произведений
- 3.2. Основные подходы к изучению фольклора
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Раннетрадицйонный фольклор
- 1. Условия формирования ранне-традиционного устного творчества как источника русского фольклора
- 1.1. Этнические корни русских
- 1.2. Древнерусское язычество
- 2. Некоторые жанры раннетрадиционного фольклора (трудовые песни, гадания, заговоры)
- 2.1. Трудовые песни
- 2.2. Гадания. Заговоры
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Обряды и обрядовый фольклор
- 1. Календарные обряды и их поэзия
- 1.1. Зимние обряды
- 1.2. Весенние обряды
- 1.3. Летние обряды
- 1.4. Осенние обряды
- 2. Семейные обряды и их поэзия
- 2.1. Свадебный обряд
- 2.1.1. Исторический очерк
- 2.1.2. Общая характеристика традиционного свадебного обряда
- 2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
- 2.1.4. Свадебная поэзия
- 2.2. Причитания
- Контрольные вопросы
- Задание
- Малые жанры фольклора. Паремии
- 1. Пословицы и поговорки
- 1.1. Определение пословиц и поговорок
- 1.2. Возникновение и развитие пословиц и поговорок. Их содержание
- 1.3. Художественные особенности пословиц и поговорок
- 2. Загадки
- 2.1. Определение загадок. Их происхождение
- 2.2. Тематика загадок
- 2.3. Художественные особенности загадок
- 2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- 1. Сказки как вид народной прозы
- 2. Роль книги в обогащении сказочного репертуара
- 3. Сказочные жанры и жанровые разновидности
- 3.1. Сказки о животных
- 3.2. Волшебные сказки
- 3.3. Бытовые сказки
- 3.3.1. Анекдотические сказки
- 3.3.2. Новеллистические сказки
- 4. Русские сказочники
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Несказочная проза
- 1. Общие признаки произведений несказочной прозы
- 2. Предания
- 2.1. Характеристика жанра преданий
- 2.2. Основные циклы преданий
- 3. Легенды
- 3.1. Жанровые признаки легенд
- 3.2. Основные разновидности легенд
- 4. Демонологические рассказы
- 4.1. Жанровые признаки демонологических рассказов
- 4.2. Тематическая классификация быличек и бывалыцин
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- 1. Определение былин. Особенности отображения истории в былинах
- 2. Проблема происхождения и исторической периодизации былин
- 3. Сказители
- 4. Основное содержание русского эпоса
- 4.1. Былины мифологического содержания
- 4.2. Киевские былины
- 4.3. Новгородские былины
- 5. Поэтика былин
- 5.1. Композиция
- 5.2. Общие места (loci communes)
- 5.3. Система повторений
- 5.4. Гипербола — основное средство создания образов
- 5.5. Тропы
- 6. Взаимодействие былин с другими фольклорными жанрами2
- Список сокращений
- Контрольные вопросы
- Задание
- Исторические песни
- 1. Определение исторических песен. Их художественные особенности
- 2. Основные циклы исторических песен
- 2.1. Ранние исторические песни
- 2.2. Исторические песни XVI в.
- 2.3. Исторические песни XVII в.
- 2.4. Исторические песни XVIII в.
- 2.5. Исторические песни XIX в.
- Контрольные вопросы
- Задание
- Баллады
- 1. Определение жанра
- 2. Историческое развитие народных баллад
- 3. Мифологические баллады
- 4. Классические баллады
- 4.1. Баллады любовного содержания
- 4.2. Баллады семейного содержания
- 5. Новые баллады
- 6. Поэтика народных баллад
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Духовные стихи
- 1. Определение духовных стихов
- 2. Среда бытования духовных стихов
- 3. Репертуар духовных стихов
- 4. Поэтика духовных стихов
- Контрольные вопросы
- Задание
- Лирические внеобрядовые песни
- 1. Определение лирических внеобрядовых песен
- 2. Историческое развитие репертуара. Роль книжной лирики
- 3. Проблема классификации
- 4. Основные темы традиционной крестьянской лирики
- 5. Поэтика традиционной крестьянской лирики
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Фольклорный театр. Народная драма
- 1. Балаган
- 2. Театр передвижных картинок (раёк)
- 3. Народный кукольный театр, его виды
- 3.1. Театр Петрушки
- 3.2. Вертеп
- 4. Народные драмы
- 4.1. Народные бытовые сатирические драмы
- 4.2. Народные героико-романтические драмы
- 4.2.1. "Лодка"
- 4.2.2. "Царь Максимилиан"
- 4.3. Особенности постановки народных драм
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Детский фольклор. Фольклор для детей
- 1. Определение детского фольклора
- 2. Материнский фольклор
- 3. Собственно детский фольклор
- 3.1. Поэзия подвижных игр
- 3.2. Поэзия словесных игр
- 3.3. Детская сатира
- 4. Современная детская мифология ("страшные истории")
- Литература к теме
- Контрольные вопросы
- Задание
- Позднетрадиционный фольклор
- 1. Общая характеристика позднетрадиционного фольклора
- 2. Частушки
- 3. Фольклор рабочих
- 4. Фольклор периода великой отечественной войны
- Литература к теме