logo search
Экзамен история искусства 1 курс все Билеты (2017г

Стабианские термы в помпеях

До возведения крупных городских терм население Помпей посещало частные бани, которые владельцы содержали сами или сдавали в аренду.

При обозрении помпейских терм бросается в глаза не вызывающее богатство, а благородная простота форм, изящество декора, благоразумное соответствие прямому назначению. Страждущий воды и пара народ валил через главный вход, попадая на обширный двор, с трех сторон окруженный колоннадой. Перед тем как подняться на второй этаж, гости обычно присаживались на скамейку за тем, чтобы отдохнуть или понаблюдать за игрой из прохладной тени лестницы.

Любители горячего пара проходили в бани через аподитерий. Одежду складывали на полки в нишах, расположенных рядами вдоль стены, но за эту услугу приходилось платить.

На выходе из большой раздевалки человеку предоставлялась возможность выбора: помыться в холодном бассейне или посидеть, не раздеваясь, в теплом отделении.

Фригидарий Стабианских бань представлял собой квадратное помещение, почти целиком занятое круглым бассейном с отверстием для слива воды. Пространство увеличивали четыре полукруглые ниши по углам, в одной из которых была устроена труба без крана, с постоянно льющейся водой.

Тепидарии римских терм не предназначались для мытья. Посетители приходили сюда отдохнуть. В тепидарии Форумских бань, помимо благодатного тепла, отдыху способствовало искусство, представленное терракотовыми фигурами атлантов, орнаментами карнизов и скульптурой на скамейках.

Далее посетитель шел в кальдарий. В банях на форуме жаркое отделение имело продолговатую форму и завершалось полукруглой глубокой нишей с фонтаном. Теплые струи источника освежали после купания в горячей ванне, расположенной напротив и вмещавшей в себя до 10 человек. Сводчатый, с поперечными желобками потолок комнаты позволял стекать влаге. Перекрытие опиралось на карниз, который поддерживали глиняные статуи атлетов. Потолки Форумских терм удивляли превосходной лепниной: на красном и голубом поле резвились кентавры, амуры верхом на морских коньках и грифонах, младенец Геракл со львом.

Все фигуры объединялись в композицию, обрамленную арабесками и узором из листьев аканфа.

Нагревание воды во всех помпейских банях производилось с помощью системы, включавшей в себя котлы, трубы с кранами и основное устройство – печь, нагнетавшую горячий воздух в подполье и к стенам. Соединенные между собой котлы служили накопителями кипятка, а также остывшей и чуть теплой воды для кальдария. Кипяток поступал непосредственно в ванны, где воду доводили до нужной температуры, открывая попеременно «холодные» и «горячие» краны. Содержимое других емкостей изливалось в душевые, где разгоряченные тела остывали после долгого воздействия горячей воды. Иногда в отопительный прибор превращали саму стену, выкладывая ее плитами с острыми выступами по внутренним углам. Не позволяя облицовке примыкать к поверхности, они способствовали образованию пустого пространства, по которому циркулировал горячий воздух.

В последнее десятилетие жизни Помпей термы были заново отделаны. Вследствие низкого вкуса того времени и грубой работы строгий, изысканный облик терм сильно пострадал. Туфовые колонны прекрасных пропорций, одетые в толстую оболочку из штукатурки, приобрели тяжеловесность, еще усугубленную введением широкого орнамента над капителью. Подобные искажения коснулись и многих деталей.