logo search
УМК История кино и телевидения 2013

Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы

Основные тезисы

1. В качестве ответа на «третью электронную – видеокассетную – революцию» (первые две – радио и телевидение), – появление блокбастеров, картин, производящих наиболее сильное впечатление только на большом экране.

1970-е гг. были щедры на кинематографические шедевры. Поколение режиссеров 70-х пришло в Голливуд с твердой целью превратить индустрию развлечений в интеллектуальный продукт. В первой половине десятилетия резко поднялась эстетическая планка: Богданович снял «Последний киносеанс», Коппола – «Крестного отца», Уильям Фридкин – «Изгоняющего дьявола», а Скорсезе – «Таксиста». Но, увы, время «умного массового кино» быстро закончилось. 70-е остались в истории десятилетием, создавшим наибольшее количество шедевров, которые смотрятся современно до сих пор. И если Голливуд до 60-х г. считался царством хозяев киностудий, в 80-е – центром корпоративных конгломератов, а в 90-е стал местом расцвета независимых кинематографистов, то 70-е останутся декадой гениальных режиссеров и сценаристов.

Эта культурная революция закончилась совсем не так, как рассчитывали ее вожди. Режиссеры быстро погрязли в спорах о величине гонораров, и о творчестве пришлось забыть. Как подвел итог десятилетию Фридкин: «Влияние «Звездных войн» на кино как искусство равнозначно победе МакДональдса в сфере популярного питания».

70-е были временем большого старта Стивена Спилберга. Будучи парнем с Западного побережья, выросшим, в отличие от своих нью-йоркских коллег, не на театре и европейском кино, а на телевидении, он придумал нечто, спасшее Голливуд от коммерческого краха и определившее политику киностудий на последующие десятилетия. Благодаря его фильму «Челюсти» (1975) появился термин «летний блокбастер».

В 70-е появляется целая плеяда актеров, которые не были похожи на традиционных голливудских красавцев предыдущих десятилетий, а напоминали зрителям простых людей с реальными проблемами. Среди этих актеров те, кого считают сейчас самыми уважаемыми профессионалами: Дастин Хоффман, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Лайза Миннелли, Мерил Стрип.

Во всей истории кино не было более обсуждаемого и скандального фильма, чем «Последнее танго в Париже» (1972) Бернардо Бертолуччи. Режиссер действительно стер границу между порно и искусством, и с тех пор секс на экране стал мейнстримным и привычным.

Европейское кино всегда опережало и голливудские, и советские фильмы не только в показе секса, но и вообще табуированных тем и смелых идей («Казанова Феллини», 1976; «Семейный портрет в интерьере», 1974, Лукино Висконти; «Забриски Пойнт», 1970, Микеланджело Антониони). На первый план вышли немцы, представители «молодого немецкого кино»: Вим Вендерс, Вернер Херцог и особенно, Райнер Вернер Фассбиндер.

70-е стали пиком популярности Вуди Аллена. В 1978 г. его грустная комедия «Энни Холл» получила самое большое количество «Оскаров». С того времени имя Вуди Аллена стало знаменем интеллектуального сопротивления коммерческому кино и стремления создавать личные, уникальные картины.

В наше время сиквелов и римейков Голливуд до сих пор кормится идеями, придуманными в 70-е («Звездные войны», «Чужой», «Изгоняющий дьявола»).

В 70-е Андрей Тарковский снял свои лучшие фильмы: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Эти фильмы стали главной статьей советского киноэкспорта. Внутренний рынок потреблял совсем другие ленты: «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». (Текст основан на статье: Аксенов, А. 70-е: ночи в стиле буги // Premiere. – 2004. – №72. – С. 68–71. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир)).

2. В начале 1980-х гг. Голливуд изменился. Гении, тратившие бюджеты студий ради самовыражения, все чаще уступали место молодым амбициозным режиссерам, бывшим рекламщикам, прекрасно знающим законы рынка. Кино быстро становилось товаром. Законы рейганомики распространились и на шоу-бизнес. Именно в 80-е крупные голливудские студии стали расширяться за счет объединения сразу нескольких отраслей. Студии перегруппировались и объединились в мега-корпорации, зарабатывающие на кино, телевидении, музыке и печатных изданиях. Кинозвезды прошлого ушли в тень, на их место заступили новые медиагерои, чью популярность поддерживали радио, телевидение, кино и пресса (Мадонна, Шер, Дженифер Лопес). 80-е, с их культом здоровья и силы, предложили героев, скорее напоминавших учителей физкультуры, нежели подгулявших детективов. Кумирами тинейджеров далеко за пределами США стали Шварценеггер и Сталлоне.

В списке 20 лучших фильмов 80-х гг. оказались сразу две картины Дэвида Линча: «Человек-слон» и «Синий бархат». Линч последовательно и успешно ухитрялся снимать штучные шедевры в те годы, когда Голливуд помешался на блокбастерах. Однако Голливуд не потерял чутья на таланты. Грядущая «независимая» волна 90-х была предвосхищена молодым Стивеном Содербергом («Секс, ложь и видео», 1989).

80-е гг. – лучший период в карьерах многих европейских режиссеров: Питер Гринуэй, Вим Вендерс, Педро Альмодовар.

К началу 80-х советское кино перешло на новый уровень. Режиссеры стали снимать фильмы по опробованным Голливудом формулам: «Москва слезам не верит» (1979) / Владимир Меньшов; «Экипаж» (1980) / Александр Митта. Во второй половине 80-х кино погрузилось в состояние глубокого кризиса. Оно стало кооперативным, мусорным и непрофессиональным – вплоть до середины 90-х. Но, правда, и на фоне этого кошмара режиссеры продолжали снимать картины, описавшие свое время и проблемы поколения: «АССА» (1988) / Сергей Соловьев; «Маленькая Вера» (1988) / Василий Пичул.

(Текст основан на статье: Толстая, Т. 80-е: роскошь из пластмассы // Premiere. – 2004. – №73. – С. 64–67. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир)).