10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
Стиль барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный) оформляется в искусстве в XVI – XVII вв. Характерными чертами барокко являются:
напряженный динамизм, экспрессивность, усложненность художественной формы, доходящая до эстетских излишеств и перегруженной декоративности;
полное отсутствие какой‑либо нормативизации – искусство сильно не только тем, что способно изображать действительность, но и непредсказуемым творческим порывом, не только правилом, но и неправильностью;
предельная концентрация эмоций, повышенная акцентация эффектов неожиданности, контраста; интерес к чувственному, телесному началу, дисгармоничным аспектам бытия. Художники барокко тяготели к изображению чудес, видений, религиозных экстазов, мистических сюжетов, изучали художественные приемы возбуждения религиозного благоговения, поэтического удивления, чувств возвышенного, страха;
художественная концепция барокко пессимистична и полна скепсиса, сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.
В литературе стиль барокко отразился в творчестве Т. Тассо, Л. Ариосто, А. Грифиуса, Лопе де Вега, П. Кальдерона, Д. Донна, У. Уэбстера и др.
В живописи барокко нашло свое отражение в творчестве Караваджо, Рубенса, Риберо и др. В большинстве живописных произведений происходит разрушение линейного восприятия в пользу живописного, начинает доминировать не рисунок, а цвето-световые отношения. Для нового живописного направления характерно появление открытого мазка, размывающего замкнутую цельность отдельных цветовых плоскостей и порождающего своеобразную живописную вибрацию. Часто в портретах и натюрмортах контуры отдельных предметов не прорисованы, материально-осязательная выразительность передается гаммой цветовых и световых бликов, уходящих в сгущения мрака. Эти приемы очень точно передавали состояние эпохи, нарастание черт пессимизма, меланхолии, тревоги, ощущение дисгармоничности жизни.
Важнейшей темой барокко становятся окрашенные ужасом страдания человека. В произведениях барокко жажда жизни и наслаждений сочетаются с ужасом смерти, ожиданием «страшного суда», ощущением бренности и тщетности бытия.
В картинах X. Риберо («Самоубийство Катона Утического», «Хромоножка») человек трактуется как жалкое существо, без разумного назначения появившееся на свет, которое, умирая, наполняет мир своим предсмертным криком безысходной тоски и слепого ужаса. Тема самоубийства характерна для барокко, отражающего разочарование в жизни и разрабатывающего мотив скептического к ней отношения.
Художественный стиль барокко необычайно ярко проявился в музыкальном искусстве Вивальди, Скарлатти, Генделя, Баха.
Ведущим жанром в огромном творчестве Баха, одного из ярчайших представителей немецкого барокко, является духовная кантата. И. С. Бах создал пять больших годовых циклов кантат к разным датам протестантского церковного календаря. В этих произведениях для солистов, хора и органа напевные арии чередуются с речитативными диалогами и большими хоровыми построениями.
Архитектура и скульптура барокко характеризуется неправильными формами, причудливыми композициями, живописностью, пышностью, пластичностью, смещением центральной оси в композиции здания, тяготением к асимметричности. Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической выразительности объемов. Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами – павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами. Ярче всего черты барокко воплотились в творчестве Лоренцо Бернини, который создал множество скульптурных алтарей («Экстаз Святой Терезы»), колоннаду собора Св. Петра в Риме.
Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту практически все европейские страны. Характерными особенностями классицизма являются:
обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу. Идеалы красоты, гармонии, трагического, возвышенного, принципы и приемы приближения к ним в творчестве уже были найдены античной культурой. Следовательно, для того, чтобы воплощать красоту в жизни и в искусстве, надо было изучать античные образцы ее выражения, и, подражая им, создавать произведения искусства, оформлять окружающую среду, действия, движения и даже внешность человека;
основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Иными словами, классицизм стремился все рационально упорядочить, для всего определить место и роль; неслучайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.);
классицизм требовал от художника ясности, глубины, благородства замысла произведения и точно выверенной высокохудожественной формы выражения;
в противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному и гармоничному строю жизни и выступал против изображения в искусстве предметов низких, безобразных, дисгармоничных;
классицизм определил жесткие требования к художникам и эстетические «догматы»: правило «трех единств» в драме (места, времени и действия), правило красоты как идеализированной действительности, которая является выражением художественной истины, правило «хорошего вкуса» как залога качества произведения;
искусство классицизма было ориентировано на утверждение высоких нравственных идеалов. Оно призвано упорядочить мир, содействовать воспитанию личности, гражданина и приносить пользу обществу.
В наибольшей степени принципы классицизма нашли свое выражение в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко, в творчестве И. В. Гете и Ф. Шиллера, одах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
Родоначальниками классической трагедии считают Пьера Корнеля (1606—1684) и Жана Расина (1639—1699). В их пьесах строго выдержано золотое правило классической драмы — единство места, времени и действия. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. Индивидуальное коренится в сфере чувств: любовь предстает как наиболее высокое проявление индивидуальности. Общественное же начало личности полнее всего проявляется в области долга перед обществом и государством. Конфликт индивидуального чувства и общественного долга и составляет суть трагической коллизии. Для героя эпохи классицизма смысл жизни раздвоен: он и в личном и в общественном счастье человека. Но эти два плана, трудно сочетаемы. Всегда нужно жертвовать одной из сторон жизни во имя торжества другой. При этом общественная сторона для классицизма важнее личной. Поэтому трагический герой должен преодолеть самого себя и подчинить свои чувства интересам общества и государства.
Основная цель комедии классицизма – высмеивание человеческих пороков (ханжества, мизантропии, невежества, лицемерия). Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (1622—1673). Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью («Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан»). Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732—1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты его пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини. Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 —1816). Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света и лицемерия буржуа.
В живописи и скульптуре наиболее ярко классицизм представлен работами французских художников Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э. М.Фальконе. Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неоклассицизм конца XVIII — начала XIX вв.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен создал классический идеальный пейзаж в его героическом виде. Пейзаж художника воплощал не реальную природу, а природу «улучшенную», созданную художественным вымыслом. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев.
Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз – живописец Давид (1748—1825). Возвращение классицизма получило наименование неоклассицизма. Художник выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев», заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства.
Для архитектуры классицизма характерна четкость композиции, строгая симметричность сооружений. Общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, простотой и строгостью. Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка. Зодчие классицизма широко обращались к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры и, прежде всего систему ордеров, перерабатывая отдельные мотивы и формы.
Художественная концепция классицизма в ХVIII в. переросла в художественную концепцию ампира. Ампир – художественное направление, наиболее полно проявившее себя в архитектуре, прикладном и декоративном искусстве, утверждавшее имперское величие, торжественность, незыблемость и устойчивость государственного порядка. Архитектура ампира стремилась к максимально полному воспроизведению древнеримских сооружений, зданий императорского Рима. Особенности ампира: пышность, богатство в сочетании с торжественно строгой монументальностью, включение в декор древнеримских эмблем, деталей римского оружия.
В эстетике барокко и классицизма отразились противоречивые тенденции эпохи: если художники барокко подчеркивали дисгармоничность жизни, пессимистическое мироощущение человека, то классицизм был проникнут верой в рациональность, строгую упорядоченность, красоту и гармоничность мира.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?