Глава 6. Человек в информационном обществе
Информационное надомничество — выполнение производственных заданий в домашних условиях с использованием современной информационной техники и информационных технологий. См. 6.1.
Телеработа — производственная деятельность на дому или же в специальных локальных телецентрах сотрудников одной организации, при которой обеспечивается их взаимодействие посредством использования телекоммуникационных систем. См. 6.1, [98].
Виртуальное предприятие—совокупность территориально удаленных друг от друга структурных подразделений одной и той же организации, взаимодействующих между собой по информационно-телекоммуникационным сетям. См. 6.1, [98].
Виртуальная реальность — новое направление развития информационных технологий, которые позволяют создавать у людей иллюзии наблюдения и даже ощущения некоторого искусственного (виртуального) мира, создаваемого при помощи средств информатики и кибернетики. См. 6.6, [118—120].
Социальный интеллект — совокупный творческий потенциал общества, определяющий способности
людей производить и усваивать новые знания, формы и методы организации труда и новые технологии. См. 6.1, [54 ].
Информационная свобода личности — возможность человека получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию, а также выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений, передавать информацию другим людям, т. е. распространять ее в обществе. См. 6.4.
Информационная преступность — противоправные действия в информационной сфере общества, нарушающие установленные законом права личности, организаций или государства и наносящие им моральный или материальный ущерб. См. 6.5, [107, 108,109].
Компьютерные преступления — противоправные действия, связанные с использованием новых возможностей по доступу к информации через информационно-телекоммуникационные сети, а также с нарушением функционирования компьютерных систем. См. 6.5, [107—111].
Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности граждан, их отдельных групп и социальных слоев, а также населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий. См. 6.6, [112, 115].
Информационно-энергетическая безопасность — состояние защищенности человека и общества, а также всей биосферы планеты от негативного воздействия энергетических, электромагнитных полей природного и техногенного происхождения, способных оказывать вредное влияние на биологические процессы в живых организмах и растениях, а также на их генетическую основу. См. 6.6, [96, 112—114].
Психотропное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять целенаправленное разрушительное дистанционное воздействие на психологические функции и работу физиологических органов и систем человека. См. 6.6, [96].
Нейролингвистическое программирование — метод манипулятивного воздействия на подсознание людей при помощи особых форм словесного внушения, которые создают у них достаточно устойчивые психологические установки, побуждающие впоследствии ко вполне определенным действиям. См. 6.6, [112, 115, 117].
Система виртуальной реальности — техническая система, обеспечивающая формирование виртуальной реальности в сознании человека. См. 6.6, [118].
Технологии виртуальной реальности — новые информационные технологии, обеспечивающие формирование виртуальной реальности в сознании людей при помощи средств информатики и кибернетики. См. 6.6, [118],
Киберкультура — новое технократическое направление в развитии культуры, основанное на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [118,119].
«Компьютеромания» — патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, вызванная привыканием к воздействию на его психику компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [118—120].
«Киберболезни» — новые виды заболеваний людей, вызванные вредным воздействием на их психику и физиологические функции технологий виртуальной реальности. См. 6.6, [117, 118].
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9