logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.

  • разум обрабатывает знания.

    Метод Бекона индуктивный, он идет от частного к общему, от простого к сложному, от предметов к сложным телам, от них к формам, а формы, в свою очередь, связаны с движением.

    С помощью индуктивного метода индивид познает свое окружение, более близкую реальность, восходя до ступени анализа форм развития природы общества.

    Последователь Бекона, Гоббс, кроме учения о материи, движении, покое указал, что революции определяют особое место человеку, гражданину, обществу в целом. С помощью революций люди выходят из "естественного состояния" (войны всех против всех), т. е. из состояния отсутствия законов. Вместо этого необходимы естественные законы для пользы человека и общества.

    1. закон, предписывающий стремление к миру;

    2. "золотое правило" - поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы люди поступали по отношению к тебе.

    Гоббс насчитал 19 естественных законов, посвященных регулированию собственности, о том, как граждане пользуются своими естественными правами. Уповая на государство, граждане переносят свое естественное право на лица: либо монархию (на одно лицо), либо на аристократию (собрание представителей), на демократию (собрание представителей всех сословий).

    Средством поддержания порядка Гоббс считал мораль, как повиновение естественным законам.

    С именем французского философа Декарта связано предложение искать истину двумя способами:

    1. через индукцию и анализ;

    2. через дедукцию и синтез.

    Открывать истину в науке Декарт предлагает 4 правилами:

    1. Считать истинным только то, что с очевидностью познается таковым.

    2. Каждое затруднение нужно разделить на столько частей, на сколько это поможет их разрешению.

    3. Исследование требуется начинать с простых и легко познаваемых предметов, переходя далее к познанию наиболее сложных явлений.

    4. Во всех областях требуется составлять полный перечень фактов, открытий, систем, чтобы быть уверенным, что ничего открытого наукой не упущено

    Чтобы прийти к отчетливому и ясному знанию, необходимо подвергнуть сомнению всю прошлую совокупность знаний.

    Как продолжение развития материалистической философии возникают учения французских мыслителей Дени Дидро (редактор "Энциклопедии"), Гольбах, Ламетри. Свои интересы они направляли на трактовку вечных понятий, неизменные этические принципы, методы познания, общественно-исторические взгляды.

    В качестве способов изучения человека, природы и общества они предлагали наблюдение, размышление и опыт, то есть необходимо факты собирать, комбинировать и проверять результаты комбинации. Человек в их понимании - продукт среды, его нравы и взгляды определяются политическим строем государства. Причинами дурного политического строя являются заблуждение, суеверие и невежество. Идеальным обществом является такое, где все владеют собственностью, поэтому все независимы, все равны перед законом и все свободны.Основными мерами к идеальному обществу французские ученые относили:

    1. изменение законов на более справедливые;

    2. улучшение воспитания и просвещения людей.

    Теоретическую и практическую мысль продолжили немецкие ученые К. Маркс и (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). В своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс показывали, что среди главных движущих причин развития исторического процесса преобладают материальные условия жизни общества, материальные потребности интересы людей, их стремления. А материальные интересы определяют идеи, теории, стремления, психологический настрой и социальные интересы людей. Следующим пунктом в их программе был лозунг о том, что «общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, это их материальная и общественная практика, это производство материальных благ, удовлетворение материальных и других потребностей. Общественное сознание есть отражение общественного бытия людей в ходе их практики, социальной деятельности. Общественное сознание – производная от общественного бытия людей, но при этом вбирает в себя накопленное религией, моралью, политикой, правом, наукой, искусством и т.д.

    К. Маркс и Ф. Энгельс большую роль отводили способу производства в жизни общества. Под способом производства понимается материальная основа существования и развития общества, способ производства, который включает 2 стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это люди с их знаниями, навыками, опытом, а также средства производства. Производственные отношения – это отношения, в которые вступают люди в производственной деятельности. Суть производственных отношений зависит от объективных условий производственной деятельности, а именно от потребности людей, потребностей производства, от характера производительных сил. Именно производительные силы определяют производственные отношения.

    Согласно марксизму, общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Материальные – это, прежде всего, экономические, производственные отношения, которые складываются и проявляются на производстве независимо от воли и сознания человека. Идеологические отношения возникают из объективных потребностей людей – это политические, правовые, религиозные, нравственные, эстетические, культурные и т. д. Экономические отношения – это отношения в сфере производства товарно–денежных отношений и удовлетворения потребностей и интересов людей. Социальная сфера – это сфера взаимодействия социальных групп, общностей по поводу их жизнедеятельности, условий труда, справедливости в распределении социальных благ, регулирования конфликтов и противоречий, регулирования социальных интересов, потребностей. В политической сфере функционируют партии, организации, правовые, политические, государственные институты. Духовная сфера – это функционирование науки, образования, воспитания, морали, искусства и религии.

    К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие человечества как объективный, закономерный, поступательный, прогрессивный, естественноисторический прогресс. Происходит это на основе объективных законов развития общества. Важнейшими из них можно назвать: закон, определяющий роли способа производства в развитии общества, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон опережающей роли экономического базиса по отношению к надстройке, закон первичности бытия и вторичности общественного сознания, несоответствия устаревших экономических отношений прогрессивно развивающимся производительным силам ведет к замене первых, иногда революционным путем.

    К проблемам социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс относили следующее:

    • взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;

    • взаимодействие производительных сил и производственных отношений;

    • взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;

    • взаимодействие субъектов исторического процесса;

    • взаимодействие индивидуального и социального;

    • проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь потребителей и их интересов.

    В XIX веке начинают быть привлекательными ценности, являющиеся содержанием буржуазного, капиталистического строя.

    В экономике происходит защита частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, конкуренции, невмешательство государства в экономику и личную жизнь.

    В политике происходит принцип разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной, признание равенства в правах и свободах, контроль общества за их соблюдением, выборы оформляются как институт власти.

    В социальной сфере принцип равенства возможностей, но не грубой уравнительности, принцип личной ответственности за принятие решений.