Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
разум обрабатывает знания.
Метод Бекона индуктивный, он идет от частного к общему, от простого к сложному, от предметов к сложным телам, от них к формам, а формы, в свою очередь, связаны с движением.
С помощью индуктивного метода индивид познает свое окружение, более близкую реальность, восходя до ступени анализа форм развития природы общества.
Последователь Бекона, Гоббс, кроме учения о материи, движении, покое указал, что революции определяют особое место человеку, гражданину, обществу в целом. С помощью революций люди выходят из "естественного состояния" (войны всех против всех), т. е. из состояния отсутствия законов. Вместо этого необходимы естественные законы для пользы человека и общества.
закон, предписывающий стремление к миру;
"золотое правило" - поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы люди поступали по отношению к тебе.
Гоббс насчитал 19 естественных законов, посвященных регулированию собственности, о том, как граждане пользуются своими естественными правами. Уповая на государство, граждане переносят свое естественное право на лица: либо монархию (на одно лицо), либо на аристократию (собрание представителей), на демократию (собрание представителей всех сословий).
Средством поддержания порядка Гоббс считал мораль, как повиновение естественным законам.
С именем французского философа Декарта связано предложение искать истину двумя способами:
через индукцию и анализ;
через дедукцию и синтез.
Открывать истину в науке Декарт предлагает 4 правилами:
Считать истинным только то, что с очевидностью познается таковым.
Каждое затруднение нужно разделить на столько частей, на сколько это поможет их разрешению.
Исследование требуется начинать с простых и легко познаваемых предметов, переходя далее к познанию наиболее сложных явлений.
Во всех областях требуется составлять полный перечень фактов, открытий, систем, чтобы быть уверенным, что ничего открытого наукой не упущено
Чтобы прийти к отчетливому и ясному знанию, необходимо подвергнуть сомнению всю прошлую совокупность знаний.
Как продолжение развития материалистической философии возникают учения французских мыслителей Дени Дидро (редактор "Энциклопедии"), Гольбах, Ламетри. Свои интересы они направляли на трактовку вечных понятий, неизменные этические принципы, методы познания, общественно-исторические взгляды.
В качестве способов изучения человека, природы и общества они предлагали наблюдение, размышление и опыт, то есть необходимо факты собирать, комбинировать и проверять результаты комбинации. Человек в их понимании - продукт среды, его нравы и взгляды определяются политическим строем государства. Причинами дурного политического строя являются заблуждение, суеверие и невежество. Идеальным обществом является такое, где все владеют собственностью, поэтому все независимы, все равны перед законом и все свободны.Основными мерами к идеальному обществу французские ученые относили:
изменение законов на более справедливые;
улучшение воспитания и просвещения людей.
Теоретическую и практическую мысль продолжили немецкие ученые К. Маркс и (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). В своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс показывали, что среди главных движущих причин развития исторического процесса преобладают материальные условия жизни общества, материальные потребности интересы людей, их стремления. А материальные интересы определяют идеи, теории, стремления, психологический настрой и социальные интересы людей. Следующим пунктом в их программе был лозунг о том, что «общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, это их материальная и общественная практика, это производство материальных благ, удовлетворение материальных и других потребностей. Общественное сознание есть отражение общественного бытия людей в ходе их практики, социальной деятельности. Общественное сознание – производная от общественного бытия людей, но при этом вбирает в себя накопленное религией, моралью, политикой, правом, наукой, искусством и т.д.
К. Маркс и Ф. Энгельс большую роль отводили способу производства в жизни общества. Под способом производства понимается материальная основа существования и развития общества, способ производства, который включает 2 стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – это люди с их знаниями, навыками, опытом, а также средства производства. Производственные отношения – это отношения, в которые вступают люди в производственной деятельности. Суть производственных отношений зависит от объективных условий производственной деятельности, а именно от потребности людей, потребностей производства, от характера производительных сил. Именно производительные силы определяют производственные отношения.
Согласно марксизму, общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Материальные – это, прежде всего, экономические, производственные отношения, которые складываются и проявляются на производстве независимо от воли и сознания человека. Идеологические отношения возникают из объективных потребностей людей – это политические, правовые, религиозные, нравственные, эстетические, культурные и т. д. Экономические отношения – это отношения в сфере производства товарно–денежных отношений и удовлетворения потребностей и интересов людей. Социальная сфера – это сфера взаимодействия социальных групп, общностей по поводу их жизнедеятельности, условий труда, справедливости в распределении социальных благ, регулирования конфликтов и противоречий, регулирования социальных интересов, потребностей. В политической сфере функционируют партии, организации, правовые, политические, государственные институты. Духовная сфера – это функционирование науки, образования, воспитания, морали, искусства и религии.
К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие человечества как объективный, закономерный, поступательный, прогрессивный, естественноисторический прогресс. Происходит это на основе объективных законов развития общества. Важнейшими из них можно назвать: закон, определяющий роли способа производства в развитии общества, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон опережающей роли экономического базиса по отношению к надстройке, закон первичности бытия и вторичности общественного сознания, несоответствия устаревших экономических отношений прогрессивно развивающимся производительным силам ведет к замене первых, иногда революционным путем.
К проблемам социальной диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс относили следующее:
взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;
взаимодействие производительных сил и производственных отношений;
взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;
взаимодействие субъектов исторического процесса;
взаимодействие индивидуального и социального;
проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь потребителей и их интересов.
В XIX веке начинают быть привлекательными ценности, являющиеся содержанием буржуазного, капиталистического строя.
В экономике происходит защита частной собственности, свободного предпринимательства, рынка, конкуренции, невмешательство государства в экономику и личную жизнь.
В политике происходит принцип разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной, признание равенства в правах и свободах, контроль общества за их соблюдением, выборы оформляются как институт власти.
В социальной сфере принцип равенства возможностей, но не грубой уравнительности, принцип личной ответственности за принятие решений.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры