Вопрос 24. Сентиментализм.
Сентиментализм - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека.
Пейзаж у сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.
Отдельными чертами сентиментализм соприкасается с просветительским реализмом, с другой стороны - предвосхищает романтизм.
Сентиментализм появился в Европе во второй половине 18 века. Идеология сентиментализма была близка к просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель, и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Сентиментализм - литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.
Представители сентиментализма: в Англии - Лоренс Стерн и Ричардсон; во Франции - Жан-Жак Руссо; в России - Карамзин и Радищев.
Основные жанры сентиментализма:
1. Письма
2. Путешествия
3. Мемуары
4. Повести
5. Элегия
6. Романы
В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В русской литературе это направление не получило широкого распространения.
Основные черты русского сентиментализма:
-уход от прямолинейности классицизма;
-подчеркнутая субъективность подхода к миру;
-культ чувства;
-культ природы;
-культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
-утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий;
-внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи.
- Вопрос 20. Античное искусство.
- Вопрос 21. Искусство эпохи возрождения.
- Вопрос 22. Классицизм.
- Вопрос 23. Искусство Просвещения.
- Вопрос 24. Сентиментализм.
- Вопрос 25. Романтизм. Романтика и романтизм.
- Вопрос 26. Классический реализм 19 века / «критический реализм».
- Вопрос 27. Реализм литературы 20 века / «социалистический» реализм.
- Вопрос 29. Вид художественного обобщения: типизация и идеализация.
- 31Язык худ.Лит.
- Вопрос 32. Стихосложение и стиховедение. Основные понятия.
- Вопрос 33. Литературное произведение как художественная целостность. Принципы целостного анализа литературного произведения.
- Вопрос 34. Тема и идея литературного произведения.
- 35.Фабула и сюжет лит. Произведения
- 36.Композиция лит.Произведения
- Вопрос 38. Эпос как литературный род.
- Вопрос 39. Эпические жанры. Роман как эпос нового времени.
- Вопрос 40. Лирика как литературный род.
- Вопрос 41. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры.
- Вопрос 44. Сатира и сатирические жанры. Сатира и юмор.