2.1 Режиссерские приемы и авторская стилистика создания видеоклипа.
С появлением видеоклипа как формы рекламы возникла необходимость в конкретной профессии, направленной на создание видео для музыкальных групп и исполнителей. Первые клипы снимались, безусловно, талантливыми кинорежиссерами, но навык сочетать видеоряд и музыку и, при этом, сделать музыкантам хорошую рекламу, был развит недостаточно хорошо. Можно сказать что с 1980-х годов миру открылась новая профессия - клипмейкер.
Клипмейкер - специалист по режиссуре и производству видеоклипов для музыкальных групп и исполнителей.
Первопроходцами этой профессии, безусловно, были такие кинорежиссеры, как Рассел Малкэхи, Стив Бэррон и Метью Ролстон. Малкэхи был первым клипмейкером, чья работа к песне "Video killed the radio star" группы The Buggles открыла ротацию канала MTV в 1981 году. Многие сегодняшние клипмейкеры называют Малкэхи создателем своей профессии. Позднее работал с такими артистами, как Элтон Джон, Бонни Тайлер, группой Duran Duran. Стив Бэррон снимал первые видеоклипы для Майкла Джексона и очень скоро стал самым известным клипмейкером по обе стороны Атлантики. Среди его работ есть культовый видеоклип для группы A-ha на песню "Take on me". Метью Ролтсон же начинал как модный фотограф, позже перешедший и на съемки клипов. С ним тоже работал Майкл Джексон, Дэвид Боуи, Брайан Адамс. Первые видеоклипы Мадонны, которые и создали ей своеобразный образ поп дивы, так же были созданы Метью Ролстоном.
Самым элитным клипмейкером 1980-х годов можно назвать Жана-Баптиса Мондино, который начинал свою карьеру как и Ролтсон, в фотографии. Мондино внес в видеоклипы эстетику, спокойный утонченный гламур и свойственную фотографу эмоциональную глубину. Именно по этому с ним работали уже успешные музыкальные исполнители, требующие к своим работам особого внимания - Том Уэйтс, Стинг, Принс, Ванесса Паради.
В начале 1990-х годов в музыкальной индустрии по всему миру возрастает большой интерес к реп исполнителям. Видеоклипы для них снимает Спайк Ли, уже известный в своих кругах к тому времени режиссер кино. Он занял свою нишу в музыкальной видеорежиссуре и с того момента практически все реп исполнители мечтали получить Спайка Ли для съемок своих видеоклипов.
В одно время со Спайком Ли начинал свою карьеру и Марк Пеллингтон, однако он снимал преимущественно для рок исполнителей, таких как U2, Pearl Jam и Linkin Park. Позже Пеллингтон, в отличие от Спайка Ли, наоборот углубился в режиссуру кино.
Отдельно стоит выделить клипмейкера Спайка Джонса, который в 1990-х так же добился небывалого успеха на этом поприще. Он начинал работу с малоизвестными группами, но его видеоклипы, выходившие в ротацию MTV в миг становились лауреатами премии MTV VMA (Video Music Awards), учрежденный тем же каналом в 1984 году. Джонс добился успеха благодаря необычным стилем съемки - очень часто в его клипах можно увидеть быструю смену кадров и ракурсов, хаотично движущуюся камеру, заставляющую зрителя буквально прочувствовать динамичность песен. Его клиентами на пике успеха были The Chemical Brothers, R.E.M., P. Diddy, Бьорк.
Многие из вышеназванных клипмейкеров снимают и по сей день.
Видеоклип по технике съемки, стилям, монтажу, постановки света, и режиссерским приемам мало чем отличается от режиссуры кино. Однако, различия все-таки есть. Для начала, выделяют семь основных стилей видеоклипа:
-
Перформанс - стиль, при котором исполнитель или музыкальная группа исполняет на камеру всю песню или основную ее часть. Не редко в таких видеоклипах используется концертная съемка, ракурсы и кадры четко продуманы. Иногда наряду с исполнением проскальзывают последовательные кадры, которые могут быть вовсе не связанны с текстом самой песни.
-
Сюжетный - стиль, при котором уделяется особое внимание истории, рассказанной в песне. Другими словами сюжетный стиль объясняет саму песню. В таких видеоклипах часто снимаются профессиональные актеры или сами исполнители в конкретных образах. Так же такой стиль используется при съемки видеоклипа на оригинальный саундтрек к фильму.
-
Концептуальный - стиль, базирующийся на единой концепции или идеи. Этот стиль характеризуется довольно необычным монтажом или техникой съемки.
-
Интерпретационный - стиль, в котором текст песни говорит об одном, а клип объясняет его по другому.
-
Пародийный - стиль, в котором видеоклип в комментирующей или ироничной манере подражает кинофильму или любому другому произведению.
-
Сюрреалистический - стиль, при котором зритель не сразу понимает, на сколько реален сюжет. Обычно в этом стиле используется анимация или другие компьютерные технологии.
1 Интернет-портал "Профессиональные справочные системы Тереэксперт" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901971356 (08.03.2015), свободный.
1 Интернет-портал "Библиотека природы" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.golkom.ru/addagt/izgotovljenijevidjeorjeklamytipyrjeklamnykhrolikov.html (25.05.15), свободный.
1 Интернет-портал "Media SM" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.startmarketing.ru/media/tv/article/13 (21.05.15), свободный.
2 Интернет-портал "videoglobal" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.videoglobal.ru/prezentatsionnyi-film.html (20.05.15), свободный.
3 Интернет-портал "Википедия" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Продакт-плейсмент (20.03.15), свободный.
4 Интернет-портал "Mozga" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mozga.ru/services/videobanner/ (11.05.15), свободный.
5 Интернет-портал "новые решения" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nradv.ru/uslugi/reklama/na-tv/sponsorskaya-reklama (22.03.15), свободный.