Варианты интерпретации натюрморта номер 2 (натюрморт с новым элементом «цветы»)
III | ||
Ключевые идеи: приятные чувства, цветы ассоциируются с теплыми семейными отношениями или с гармонией | ||
Респондент 4 | Респондент 1 | |
"Очень приятная и естественная. Живые цветы милые, они оживляют картину. Цветы — это то, что объединяет с природой, создают гармонию" | "Рабочий стол ученого, у которого теплые семейные отношения. Изучает смерть для помощи окружающим, чтобы продлить жизнь" | |
Вероятность появления интерпретации 0,2. | ||
|
|
|
IV | ||
Ключевая идея: на картине символично изображен конец некоторого этапа и начало следующего | ||
Респондент 9 | ||
"Цветы живые. Это видно, цветы весенние. Это конец одного этапа, жизнь продолжается. Это продолжение" | ||
Вероятность появления интерпретации 0,1. |
В качестве примера в таблице 2 рассматривается вариант натюрморта с цветами в вазе, варианты интерпретаций для данного изображения представлены в таблице 3. С данными из таблицы 2 были сопоставлены словесные описания смысла изображения от каждого участника эксперимента (см. таб. 3). Для рассматриваемого в примере изображения были выделены четыре группы интерпретаций, где испытуемые со сходным типом интерпретаций объединены в группы. Такое объединение в группы эквивалентно типологизации испытуемых по вариантам интерпретации.
Исходя из того, что один и тот же элемент имеет разную интерпретацию, можно говорить, что в процесс интерпретирования включен культурный уровень респондента, это решение задачи на смысл, как говорил А.Н. Леонтьев. Результаты выводят данное исследование за рамки восприятия искусства в область визуальной герменевтики. Для проникновения в суть восприятия таких сложных объектов, как живописные полотна, необходимо рассматривать возможные интерпретации "видения" этих картин. Язык восприятия многозначен. В повседневной жизни наше восприятие чаще всего сталкивается с одной интерпретацией (однозначно воспринимаем многие предметы), но восприятие картин (живописи) – это не просто «видение», это не восприятие объектов в единичной интерпретации, а работа со смыслами, это «семиотическая герменевтика». В зависимости от культурного уровня зрителя, его ценностных и смысловых установок он выходит на выходит на тот или иной уровень понимания художественного произведения. Современный зритель может не знать символов, понятных средневековому человеку, но к контексте культурных реалий современности прочитывать новые иные смыслы, стоящие за элементами изображения. Картина – это не только объект восприятия, но и объект осмысления и интерпретации. За термином "восприятие" живописи скрываются процессы более сложные чем актуал-генезис образа, связанные с потенцией личности зрителя, с его культурным уровнем, системой ценностей и смысловых установок, образующих тот духовный контекст в рамках которого происходит интерпретация и понимание произведения живописи. Произведение искусства создавая зрителю возможность выделить новые смыслы бытия поднимает его и духовно возвышает (на высоту, конечно, пропорциональную таланту живописца). Но эта работа по осмыслению и осознанию, сотворчества зрителя творцу произведения искусства, скрыта (по крайней мере в настоящем) от исследователя и не какие формы объективизации (типа движения глаз или анализ динамики кожно-гальвонической реакции зрителя) не в состоянии ее объективизировать. Тем не менее, мы полагаем, что развитие психосемантики ментальной картины мира, психосемантики творческих процессов и психосемантики самосознания способно приоткрыть дверцу в "мастерскую духа" и исследовать визуальную герменевтику восприятия живописи.
Литература
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изд-во В. Шевчук, 2004
Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962
Виппер Б.Р. Проблема развития натюрморта. Спб., 2005
Восприятие и деятельность ( под ред. А.Н.Леонтьева) МГУ, М., 1997
Геташвили Н. В. Художественные направления и стили. Малые голландцы. М. 2004
Геррит Доу. Натюрморт с глобусом, книгами и лютней // Блог о натюрмортах http://onaturmorte.ru/?p=56, 2008.
Иллюстрированные письма об изящном, 2008. Источник: http://dr-lathomorum.livejournal.com/8068.html.
Лютман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Статьи по семиотике культуры и искусства. (пд ред Ю.М. Лотмана) СПб.: Академический проект, 2002. С. 340-348.
Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) // Статьи по семиотике культуры и искусства (под ред. Лотман Ю.М.) (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. – C. 388-400
Компанейский Б.Н. Авторское свидетельство № 49365, 1936
Натюрморт//Большая советская Энциклопедия. Электронный ресурс: http://bse.sci-lib.com/
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Третье издание. "Эксмо" М., 2010
Петренко В.Ф., Нистратов А.А., Романова Н.В. Рефлексивные структуры обыденного сознания (на материале семантического анализа фразеологизмов // Вопросы языкознания 1989, №
Петренко В.Ф., Суррманидзе Л. Исследование стереотипов обыденного сознания материале фразеологизмов грузинского языка "Этнографическое обозрение" 1994 N 6 с.50-61
Петренко В.Ф., Сапсолева О.Н. Художественные конструкты как образующие смысла произведения //Электронная культура и экранное творчество. Изд РИК, М.2006,с. 207- 229
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А. Образная сфера в живописи и литературе // Психология. журнал Высшей школы экономики. Т.5, №4. С. 19-40. 2008
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А. Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи// Экспериментальная психология № , 2008 с.84-101
Питер ван Стенвейк. Натюрморт “Эмблема смерти” // Блог о натюрмортах http://onaturmorte.ru/?p=431. 2008.
Русский натюрморт конца XIX - начала XX века - часть 2 http://www.osipovfedorov-art.com/art-31.html, 2006
Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа\Восприятие и деятельность, под.ред А.Н.Леонтьева М., МГУ, 1976, с. 101- 208
Osgood C. Focus on Meaning: Explorations in Semantic Space. Mouton Publishers, 1979.
1 Исследования проводятся при финансовой поддержке РГНФ, грант № 09-06-00562а
2 Хотя здесь речь не о натюрморте как жанре, а о натюрморте как части портрета, это не умаляет сам факт метафоричности.