§3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
Рубеж XVII-XVIII вв. в истории России часто называют революционным. На смену древнерусскому искусству, развивающемуся в тесной связи с церковью, приходит новое искусство, в своей основе независимое от религиозных представлений. Переход России на новый этап развития связан с изменениями, которые произошли в государстве, когда Петр Великий «уздой железной Россию поднял на дыбы». Этот перелом не был внезапным; реформы подготавливались в течение длительного времени. Начало XVIII столетия было отмечено ещё старыми тенденциями, однако уже начался новый этап в истории русской культуры. Произошли изменения в науке, литературе, искусстве, в народном просвещении. Необходимо отметить, что реформы Петра Великого не имели систематического плана. Проводя их, Пётр I чаще всего имел в виду практические цели, возникающие в ходе строительства обновляемого государства, и, конечно, в первую очередь – это преодоление отсталости России. Преобразования происходят во всех областях культуры, их центром становится новая столица – Санкт-Петербург.
XVIII столетие стало временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры и всех видов изобразительного искусства. XVII столетие можно рассматривать как подготовку коренных преобразований социально-экономического и политехнического характера, которые осуществились в период правления Петра I. В это время начал формироваться единый общероссийский рынок, позиции абсолютизма укреплялись. Российская культура всё более обнаруживала тенденции к обмирщению. В XVIII столетии стремительно развиваются литература и светское искусство. Иллюстрируются научные и художественные издания, распространяется и совершенствуется гравюра. Большие успехи были достигнуты в области живописи и графики. Творчество развивалось на богатейшем национальном опыте народного искусства Древней Руси с внедрением европейских художественных традиций. Полностью освободиться от влияния церкви русское искусство XVIII столетия не могло., но, подобно науке, оно освобождалось от непосредственного подчинения церковной догматике. В этот период русская культура осваивала всё лучшее из европейских традиций, а также интенсивно использовала культурные достижения многочисленных народов России. В XVIII столетии особенно крепкими стали связи России с Украиной и Прибалтикой. В эту эпоху значительно усилилась роль человека в русском обществе. Происходит политическое развитие государства, промышленности и культуры, что требовало людей образованных, энергичных, предприимчивых и умелых. В Петровскую эпоху заслуги человека перед государством ставились выше родовитости. Особенно в это время ценится талант, и именно поэтому возрастает интерес к человеческой личности. Центром мироздания стал человек с его способностью мыслить и творить, проявлять свои умения в разнообразных областях общественной жизни. В этот период наибольшее распространение получил портретный жанр. В живописи XVIII столетия портрет находится в центре русского изобразительного искусства. В это же время возник жанр станковой картины с историческим и бытовым содержанием. В XVIII веке в России родилась новая столица Санкт-Петербург, также строились многочисленные новые города в государстве. Как следствие, возникали новые дворцы, общественные сооружения, вслед за которыми развивалась декоративная пластика и живопись. Прототипом расцветающего искусства явилось нарышкинское барокко XVII века. Этот стиль не был простым продолжением национальных традиций. Он вобрал в себя черты европейского классицизма XVII столетия, а в дальнейшем и барокко. В русской художественной культуре органично сочетались европейские традиции и патриотизм, гражданский характер и стремление к союзу науки и искусства. В этот период господствующим направлением в искусстве является барокко. Этот стиль характеризовался грандиозностью, чрезмерной пышностью, созданием героизированных образов. Русское барокко ставило своей целью прославление мощи и героизма русской нации, а также неудержимую энергию просвещённого российского абсолютизма. Утверждение светских начал в жизни и культуре стало государственной политикой. Пётр I прекрасно понимал насущные потребности развивающейся страны и прибегал к самым разнообразным мерам, в том числе крутым и решительным, добивался того, чтобы Россия как можно скорее преодолела свою отсталость и заняла подобающее место в ряду прочих государств Европы. Для этого Пётр Великий всеми силами поощрял использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства. Незадолго до смерти он издал указ об учреждении «Академии или комитета художеств и наук». Русскому обществу было жизненно необходимо овладеть принятым в Европе языком поэзии и искусства. Пётр I осознавал, что общество не может обойтись без опытных талантливых живописцев и гравёров. Он широко привлекал к работе в России иностранных специалистов, но также заботился и о воспитании русских мастеров. Так, в первой четверти XVIII столетия повсеместно применялась посылка за границу (пенсионерство) талантливых выходцев из народа, чтобы они могли обучаться и совершенствоваться в профессии. Пётр Великий испытывал чувство гордости за талантливых людей, всячески способствовал их творческому росту, помогал им в их деятельности, руководствуясь при этом понятиями государственного блага. Именно так было с И.Н. Никитиным, А.М. Матвеевым, И.К. Коробовым, а также с другими художниками и архитекторами. Если в Россию приглашались иностранные специалисты, их обязывали не только исполнять работы, предусмотренные договорами, но и обучать своему умению русских людей. Многие из таких иноземцев обрели в России вторую родину, а свой талант целиком отдали на служение русскому искусству.
- История отечественного искусства и культуры
- Глава 1. Русское искусство и культура первой половины XVIII века
- §1. Российские правители первой половины XVIII века
- §2. Развитие русского искусства и культуры в первой половине XVIII века
- §3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века
- §4. Наука и техника петровской эпохи
- §5. Литература и общественная мысль петровской эпохи
- §6. Архитектура петровской эпохи
- §7. Скульптура петровской эпохи
- §8. Живопись петровского времени
- §9. Гравюра петровской эпохи
- §10. Театр в эпоху Петра Великого
- §1. Искусство и культура второй четверти XVIII века
- §2. Архитектура второй четверти XVIII века
- §3. Особенности развития культуры и исскуства первой половины XVIII столетия
- Глава 3. Искусство и культура россии второй половины XVIII века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Искусство и культура второй половины XVIII века
- §3. Наука и техника второй половины XVIII века
- §4. Литература и общественная мысль второй половины XVIII века
- §5. Архитектура второй половины XVIII века
- §6. Скульптура второй половины XVIII века
- §7. Живопись второй половины XVIII века
- §8. Развитие театрального искусства в XVIII столетии
- §9. Музыка XVIII столетия
- Глава 4. Искусство и культура россии первой половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Литература и общественная жизнь первой половины XIX века
- §3. Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
- §4. Архитектура первой половины XIX века
- §5. Живопись первой половины XIX века
- §6. Скульптура первой половины XIX века
- §7. Театр первой половины XIX века
- Глава 5. Искусство и культура второй половины XIX века
- §1. Правители этой эпохи
- §2. Образование и наука второй половины XIX века
- §3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века
- §4. Могучая Кучка
- §5. Архитектура второй половины XIX века
- §6. Скульптура второй половины XIX века
- §7. Передвижники
- §8. Живопись второй половины XIX века
- Глава 6. Россия конца XIX - начала XX веков, включая 17-ый год
- §1. Правитель этой эпохи
- §2. Социально-экономическое развитие России конца XIX - начала XX веков
- §3. Развитие искусства в начале XX века
- §4. Живопись XIX - начала XX веков
- §5. Архитектура - художественный стиль модерн
- §6. Искусство фотографии в России
- §7. История электричества в России
- §8. Радио и телефонная связь в России
- §9. Кинематограф
- §10. Театр и режиссёр
- §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
- §12. Российские меценаты
- §13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры
- Глава 7. Историческое и культурное развитие россии после отречения николая II
- §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова г.Е., Керенского а.Ф. В судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года
- Глава 8. Становление советской культуры и искусства (1917-1924гг.)
- §1. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров ссср в.И.Ленин.
- §2. Преобразования культуры и искусства после Октябрьской революции 1917 года - начала 20-х годов
- Глава 9. Советское искусство и культура довоенного периода (конец 1920-х - 1930 годы до 1941года)
- §1. Генеральный секретарь цк Коммунистической партии, Председатель Совета Министров ссср - Сталин Иосиф Виссарионович
- §2. Особенности экономического и культурного развития ссср в конце1920-х - 1930годов до 1941 года
- §3. Духовная жизнь, искусство и культура советского народа в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §4. Образование в конце 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §5. Наука 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §6. Литература 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §7. Живопись 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §8. Скульптура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §9. Архитектура 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §10. Искусство и культура русской эмиграции 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §11. Театральное искусство 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- §12. Киноискусство 1920-х - 1930-е годы до 1941 года
- §13. Искусство анимации 1920-х - 1930-х годов до 1941 года
- Глава 10. Советское искусство и культура в годы великой отечественной войны (1941-1945гг.)
- §1. Наука в годы Великой Отечественной войны
- §2. Образование в годы Великой Отечественной войны
- §3. Литература в годы Великой Отечественной войны
- §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны
- §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны
- §6. Театр в годы Великой Отечественной войны
- §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
- §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны
- Глава 11. Советское искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
- Глава 12. Советское искусство и культура в эпоху «оттепели» (1953-1964 гг.)
- §1. Первый секретарь цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §3. Образование в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §4. Наука в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §5. Литература в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §6. Архитектура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §7. Живопись в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §8. Скульптура в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §9. Театр в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §10. Кинематограф в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- §11. Мультфильмы в эпоху «оттепели» в 1953-1964 годы
- Глава 13. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «развитого социализма» (1965-1985гг.)
- §1. Генеральные секретари цк кпсс этого периода
- §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы
- Глава 14. Советское искусство и культура в ссср в эпоху «перестройки» (1985-1991гг.)
- §1. Генеральный секретарь цк кпсс и Президент ссср
- §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в ссср
- §3. Образование в эпоху «Перестройки» в ссср
- §4. Наука в эпоху «Перестройки» в ссср
- §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки»
- §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки»
- §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки»
- Глава 15. Искусство и культура в эпоху посткоммунистической россии (1991- 1999 гг.)
- §1. Первый Президент России
- §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
- §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
- §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
- §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
- §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
- §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
- §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
- §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
- §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России