logo search
История искусства и культуры II часть

§3. Русское искусство и культура первой четверти XVIII века

Рубеж XVII-XVIII вв. в истории России часто называют революционным. На смену древнерусскому искусству, развивающемуся в тесной связи с церковью, приходит новое искусство, в своей основе независимое от религиозных представлений. Переход России на новый этап развития связан с изменениями, которые произошли в государстве, когда Петр Великий «уздой железной Россию поднял на дыбы». Этот перелом не был внезапным; реформы подготавливались в течение длительного времени. Начало XVIII столетия было отмечено ещё старыми тенденциями, однако уже начался новый этап в истории русской культуры. Произошли изменения в науке, литературе, искусстве, в народном просвещении. Необходимо отметить, что реформы Петра Великого не имели систематического плана. Проводя их, Пётр I чаще всего имел в виду практические цели, возникающие в ходе строительства обновляемого государства, и, конечно, в первую очередь – это преодоление отсталости России. Преобразования происходят во всех областях культуры, их центром становится новая столица – Санкт-Петербург.

XVIII столетие стало временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры и всех видов изобразительного искусства. XVII столетие можно рассматривать как подготовку коренных преобразований социально-экономического и политехнического характера, которые осуществились в период правления Петра I. В это время начал формироваться единый общероссийский рынок, позиции абсолютизма укреплялись. Российская культура всё более обнаруживала тенденции к обмирщению. В XVIII столетии стремительно развиваются литература и светское искусство. Иллюстрируются научные и художественные издания, распространяется и совершенствуется гравюра. Большие успехи были достигнуты в области живописи и графики. Творчество развивалось на богатейшем национальном опыте народного искусства Древней Руси с внедрением европейских художественных традиций. Полностью освободиться от влияния церкви русское искусство XVIII столетия не могло., но, подобно науке, оно освобождалось от непосредственного подчинения церковной догматике. В этот период русская культура осваивала всё лучшее из европейских традиций, а также интенсивно использовала культурные достижения многочисленных народов России. В XVIII столетии особенно крепкими стали связи России с Украиной и Прибалтикой. В эту эпоху значительно усилилась роль человека в русском обществе. Происходит политическое развитие государства, промышленности и культуры, что требовало людей образованных, энергичных, предприимчивых и умелых. В Петровскую эпоху заслуги человека перед государством ставились выше родовитости. Особенно в это время ценится талант, и именно поэтому возрастает интерес к человеческой личности. Центром мироздания стал человек с его способностью мыслить и творить, проявлять свои умения в разнообразных областях общественной жизни. В этот период наибольшее распространение получил портретный жанр. В живописи XVIII столетия портрет находится в центре русского изобразительного искусства. В это же время возник жанр станковой картины с историческим и бытовым содержанием. В XVIII веке в России родилась новая столица Санкт-Петербург, также строились многочисленные новые города в государстве. Как следствие, возникали новые дворцы, общественные сооружения, вслед за которыми развивалась декоративная пластика и живопись. Прототипом расцветающего искусства явилось нарышкинское барокко XVII века. Этот стиль не был простым продолжением национальных традиций. Он вобрал в себя черты европейского классицизма XVII столетия, а в дальнейшем и барокко. В русской художественной культуре органично сочетались европейские традиции и патриотизм, гражданский характер и стремление к союзу науки и искусства. В этот период господствующим направлением в искусстве является барокко. Этот стиль характеризовался грандиозностью, чрезмерной пышностью, созданием героизированных образов. Русское барокко ставило своей целью прославление мощи и героизма русской нации, а также неудержимую энергию просвещённого российского абсолютизма. Утверждение светских начал в жизни и культуре стало государственной политикой. Пётр I прекрасно понимал насущные потребности развивающейся страны и прибегал к самым разнообразным мерам, в том числе крутым и решительным, добивался того, чтобы Россия как можно скорее преодолела свою отсталость и заняла подобающее место в ряду прочих государств Европы. Для этого Пётр Великий всеми силами поощрял использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства. Незадолго до смерти он издал указ об учреждении «Академии или комитета художеств и наук». Русскому обществу было жизненно необходимо овладеть принятым в Европе языком поэзии и искусства. Пётр I осознавал, что общество не может обойтись без опытных талантливых живописцев и гравёров. Он широко привлекал к работе в России иностранных специалистов, но также заботился и о воспитании русских мастеров. Так, в первой четверти XVIII столетия повсеместно применялась посылка за границу (пенсионерство) талантливых выходцев из народа, чтобы они могли обучаться и совершенствоваться в профессии. Пётр Великий испытывал чувство гордости за талантливых людей, всячески способствовал их творческому росту, помогал им в их деятельности, руководствуясь при этом понятиями государственного блага. Именно так было с И.Н. Никитиным, А.М. Матвеевым, И.К. Коробовым, а также с другими художниками и архитекторами. Если в Россию приглашались иностранные специалисты, их обязывали не только исполнять работы, предусмотренные договорами, но и обучать своему умению русских людей. Многие из таких иноземцев обрели в России вторую родину, а свой талант целиком отдали на служение русскому искусству.