logo search
Bilety_po_ASPI

Классификация библиотеки Конгресса

В основном, это перечислительная классификация, которая начала выходить с 1901 по 1974. на содержит 31 том и создавалась прагматическим способом, на базе фонда библиотеки конгресса. Сначала предназначалась для расстановки книг. Она представляет собой классификацию отдельных отраслей знаний. Для индексации в ней исп. буквы и цифры. Использовалась, в основном в каталогах библиотеки конгресса и др. библиотеках США. В других странах не исп.

.3 Классификация наук как методологическая основа классификационных ИПЯ. Соотношение классификации наук и систематизации документов.

Док-т – понятие материальное. Классификация наук – понятие абстрактное. Систематизация док-та зависит от классификации наук. Классификация наук определяет порядок расположения отделов в ИПЯ.

Вывод: ИПЯ зависят от классификации наук, но ИПЯ имеют свои особенности, отличия => явл. классификацией 3 степени.

Объективная действительность – классификация 1-ой степени. Она находит отражение в КН. Систематизация знаний должна быть заложена в ИПЯ – это 3-я степень:

Объективная действительность (1 степень)

Классификация наук (2 степень)

ИПЯ (3 степень)

Особенности ИПЯ: 1) Линейность. В отличие от классификации наук, которая имеет разносторонние связи, в ИПЯ устанавливается только 1 линия связи (т.е. каждой науке или дисциплине отводится только одно место). 2) Условность. Линейное расположение отделов приводит к необходимости решать, какую связь науки отразить в 1-ую очередь, то есть приходится поднимать условное решение, которые сводятся к тому, что проблемы или темы, связанные с неск. отделами, условно отражаются в одном месте. 3) Комплексность. Это отличие заключ. в том, что необходимо объединить док-ты не по отраслям знаний, а по ряду др. признаков, например, по теме или читательскому назначению. Пр.: Военное дело или Детская литература. 4) Зависимость ИПЯ от практического применения. При создании ИПЯ, учитывается состав фонда, спрос на ту или иную литературу, сложившуюся специализацию научных и практических работников. В современной практике сущ. 2 подхода в воп. соотношения КН и систематизации документа: Один – отрицает связь ИПЯ с КН, а другой – считает необходимым построение ИПЯ на основе КН.

В зависимости от целей, предназначенных КН, различают 4 подхода КН: 1) Общефилософский – на основе всеобщих законов развития мира, крупнейшие философы мира старались создать единую систему знаний, связывая между собой отдельные области знаний и давая отдельным наукам общий метод и теорию научного познания. 2) Отраслевой – для каждой науки разрабатывалась своя классификация знаний. Т.е. определялся предмет и метод исслед. науки и рассматрив. частично-методологические вопросы. (Физика, химия) 4) Педагогический – разрабат. классификации наук, исходя из потребностей народного образования. Этот подход необходим для установления системы и последовательности изучения различных дисциплин. С этих позиций и КН подходили: Каменский, Ушинский, Конт и пр. Они рассматривали КН, как план общего образования. 4) Научно-отраслевой – тут КН участвует в построении научных учреждений в той или иной стране, т.е. в системе академии наук и в присвоении степеней и званий.

ааааааа. Естественные науки в ББК и УДК. Структура отраслей, размежевание и связь с техническими науками. 10) Естественные науки в ББК и УДК. Структура отраслей, размежевание и связь с техническими науками.

1) ББК

В ББК литература по естественным наукам собирается под классом 2.

Естественным наукам в целом соответствует подкласс 20, физико-математическим - 22, химическим - 24, наукам о Земле - 26, биологическим - 28. (ББК 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ; ББК 22. Физико-математические науки; ББК 22.2. Механика; ББК 22.3. Физик; ББК 22.6. Астрономия; ББК 24. Химические науки; ББК 24.2. Органическая химия; ББК 24.5. Физическая химия. Химическая физика; ББК 24.6. Коллоидная химия (физико-химия дисперсных систем); ББК 26. Науки о Земле (геодезические, геофизические, геологические и географические науки); ББК 28. Биологические науки).

Связь и размежевания с техническими науками выражаются:

- в структуре таблиц (последовательное представление делений, соотношение простого к сложному, подчиненность понятий, объединение наук в классы)

- в общих и специальных типовых делениях

- в алфавитно-предметном указателе

А также:

- в отсылках (к другим отделам; напр. 36.996 Специальная кулинария, Лечебное питание см. 53.51)

- в ссылках (85.38 Художественное радиовещание и телевидение , см. также 76.03 Радиовещание. Телевидение)

- в методических указаниях (перечень, тем включенных в рубрику, различные указания о характере литературы; напр. , 28.06 Общая морфология. Общая гистология . Форма и размеры живых организмов, симметрия, асимметрия)

2) УДК

В УДК литература по математике и естественным наукам собирается в разделе 5. Общим вопросам в физ.-мат. и химических наук соответствует подраздел 501, природе и охране окружающей среды - 502/504, математике - 51, астрономии и геодезии - 52, физике - 53, химии и минералогии - 54, геологии и геофизическим наукам - 55, палеонтологии - 56, общей биологии - 57, ботанике - 58, зоологии - 59.

Связь и размежевание с техническими науками в следующем:

- раздел 5 и раздел 7 (Прикладные науки. Медицина. Техника.) связаны тематически (например, подраздел 537 - это электричество, а подраздел 621.3 - электротехника)

- эти же разделы разграничиваются по признаку теории и практики; раздел 5 освещает теоретические вопросы науки, а раздел 6 занимается их практическим воплощением

Кроме того, широко используются:

- определители места (для региональной детализации)

- определители лиц (для обозначении работ об учёных или конструкторах)

4. Структура информационно-поисковых языков. Принципы иерархической, фасетной, неиерархической классификации.

Иерархическая ИПЯ (ДКД, КБК) – структура, в которой лексические единицы связаны логическим отношением род – вид. Иерархия – то есть, такое отношение когда один класс, явл. подклассом др. – более широкого. Т.о. ИПЯ, между подразделами которого существуют только отношения с сильным подчинением – назыв. иерархичной ИПЯ. Наиб. удобной формой изображ. таких ИПЯ – графические структуры в виде «дерева» или древовидного графа (фигура, состоящая из точек – вершин и отрезков, которые соединяют эти вершины, но не имеют замкнутых циклов). Иерархическая ИПЯ существует в чистом виде лишь как формальные структуры, оторванные от действительности. Иерархия ИПЯ: 1) В каждом делении – только одно основное деление, т.е. всякое деление происход. на основании какого-либо одного признака. 2) Члены деления должны исключать др др, т.е. быть взаимоисключаемыми, и находить в какой-либо одной группе. 3) Деление на классы должно быть непрерывным и быть непосредственно-подчиненным понятиями. 4) Члены деления, в совокупности, должны равняться объему делимого понятия. Пр.: 1. Мебель 1.1. Столы 1.2.Стулья 1.3. Диван (пока не исчерпаются все характеристики) 1.1.1. Деревянные 1.1.2. Железные 1.1.3. Пластмассовые (пока не исчерпаются все материалы) 1.1.1.1 Белые 1.1.1.2. Черные (пока не исчерп. все цвета). Фасетный ИПЯ – структура, в которой происходит предварительная группировка лексических единиц в фасеты, а иерархическое отношение устанавл. внутри фасетов. В результате получ. фасетная классифик., которая строится путем изучения док-тов, словарей и классификац. таблиц. Терминология данной отрасли анализируется и собир. в определенные группы – фасеты (группа однородных терминов, связанных общностью какого-либо признака). Термины внутри фасетов упорядочены в виде иерарх. цепочки или алфавита. Для образования фасетов исп. также основные деления, как и при построении иерарх. ИПЯ. Фасет обозначается буквами лат. алфавита и представляет собой таблицу, построенную по какому-либо признаку.

А. Вид В. Материал С. Цвет (А: В : С)

А.1. Столы А.2. Стулья А.3. Диван … В.1. Деревянные В.2.Пластмассовые .. С.1. Зеленые С.2. Желтые

Должна выполняться формула: А.3. : В.3. : С. 3.

Неиерархическая ИПЯ (ЯПР, ДЯ (дескрипторный язык), БО) – языки такого типа созд. в результате эмпирического подхода к построению плана содержания. Они будут иметь вид алфавитного перечня терминов с соответствующими ссылками между ними. В этих языках устанавл. ссылки по восходящей: от низшего термина по алфавиту к высшему и наоборот.

от «ниже» до «выше»: Диваны; Кресла; Мебель см. Диваны, Кресла; Столы см. Мебель.

от «выше» до «ниже»: Диваны см. Мебель; Кресла см. Мебель; Мебель см. Столы; Столы.