1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
Парадокс современной культурологии состоит в том, что в определении ее базового объекта – культуры – до сих пор нет единства. Проблема определения культуры возникает, поскольку это понятие является очень широким и охватывает чрезвычайно разнообразный круг явлений (можно назвать его предельно широким, поскольку весь собственно человеческий мир, «обиталище» человека это и есть культура). Кроме того, само слово культура, используемое в обыденном языке зачастую несет в себе очень разные смыслы, многообразие которых нужно учитывать, создавая единое определение культуры. Сложность состоит и в том, что при помощи термина культура необходимо фиксировать отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, при этом учитывая качественное своеобразие исторических форм человеческой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития (в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических общностей и т.д.), особенности сознания и поведения людей в различных сферах общественной жизни, отличие способов жизнедеятельности индивида и социальной группы.
В 60-х годах ХХ века американские культурологи Кребер А. и Клакхон К., проанализировав научную литературу, насчитали 237 определений культуры. Проведя такое исследование сегодня, можно было бы выделить не менее тысячи определений, в каждом из которых автор стремится предложить наиболее емкое и содержательное объяснение феномена культуры.
В современной культурологии сложилось несколько базовых подходов к объяснению культуры. Наиболее значимыми из них являются:
антропологический (суть его состоит в признании самоценности культуры каждого народа, ее уникальности, рассмотрении культуры как основы образа жизни отдельного человека или конкретного общества);
социологический (здесь культура рассматривается через призму общества и его деятельности, изучается как фактор создания, существования и развития человеческого общества);
деятельностный (культура рассматривается как специфически человеческий способ деятельности, как проявление творчества, являющегося основой человеческого существования);
диалоговый (каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою суть и свою внутреннюю логику. Культура, замыкаясь в субъекте (групповом или индивидуальном) сразу «закисает», поскольку она всегда нуждается в партнере, адресате; быть в культуре – значит вступать в диалог с прошлым и будущим, с актуальным другим).
Каждый из вышеназванных подходов проявляет и исследует очень важные стороны культуры, однако так и не проясняет ее сущности, не дает достаточно четкого определения понятия.
Наиболее полное и всеобъемлющее определение понятия культура предлагает в философской энциклопедии известный исследователь проблем философии культуры В.С.Степин:
Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях. Культура хранит, накапливает социальный опыт, транслирует его из поколения в поколение, генерирует новые программы деятельности.
В предложенном определении культура рассматривается через программы деятельности, поведения и общения, в реальной жизни представленные многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, сложившихся в человеческом сообществе. В своей совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт (который передается от поколения к поколению). Культура вырабатывает механизмы, которые сохраняют и транслируют этот опыт (например, институт права, система воспитания и образования, моральный кодекс общества и т.д.). Так же культура генерирует новые программы жизнедеятельности (проявляются как политические и научные теории, искусство, различные социальные программы и т.д.), которые, реализуясь в человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни людей.
В жизнедеятельности человека и общества культура выполняет множество функций, среди них наиболее значимыми являются:
информационная (культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта);
адаптивная (культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде, т.к. человек «биологически недостаточное» животное, которое вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду);
коммуникативная (культура формирует средства человеческого общения, обеспечивает общение между людьми);
интегративная (культура объединяет людей, народы, социальный группы, каждая социальная общность скрепляется своей культурой);
социализаторская (культура обеспечивает процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли индивида) и др.
Рассматривая культуру как вторую природу, созданный человеком «дом человеческого бытия», целесообразно обратиться к ее внутреннему строю – тем смыслам, которые наполняют культуру и фактически ее создают. По образному выражению М.Вебера, человек есть животное, опутанное «сетями» смыслов, сотканными им самим. Эти «сети» по сути, и есть культура. Основные смыслы культуры становятся ее фундаментом, основанием, на котором строится все человеческое творчество.
Основные культурные смыслы закрепляются в универсалиях культуры, оформляющих понимание человеком его деятельности, мира природы, добра и зла, справедливости, красоты и т.д. Универсалии культуры аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и систематизируют культуру. В системе универсалий можно выделить два основных блока – наиболее общие характеристики объектов, определяющие отношение человека к миру (пространство, время, движение, отношение и т.д.), а так же «субъектные», человеческие характеристики, определяющие отношение человека к человеку (добро, зло, надежда, любовь, человек, красота и т.д.).
Рассматривая универсалии культуры, необходимо выделять несколько уровней их осмысления:
– уровень общечеловеческий (наиболее абстрактный, фиксирующий основания человеческого бытия);
– уровень смыслов, выражающий особенности той или иной культуры, соответствующей конкретной исторической эпохе;
– а так же уровень смыслов, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации универсалий культуры, проявляющие мировоззренческие установки личности и социальной группы.
Система универсалий культуры может рассматриваться как предельно обобщенная программа социальной жизни, на основе которой возникают и развиваются конкретные программы человеческой жизнедеятельности.
Универсалии культуры складываются в определенную картину мира: каждая эпоха, каждая культура создает свою картину мира, своё видение человека, общества и природы; на основе этих обобщенных картин мира формируются представления о мире каждого конкретного человека.
Наряду с универсалиями, которые являются базовыми основаниями культуры, «строительными лесами» последней становятся нормы и ценности, определяющие цели и стремления каждой конкретной культуры, а так же ее возможности и ограничения.
Нормы культуры – правила, требования, образцы, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь. Нормы являются устойчивыми регулятивными образованиями, которые в этом качестве утверждены, признаны и оправданы членами общества. Различают нормы двух видов:
–
– конвенциональные нормы, которые нечто предписывают, однако в следовании им у индивида есть определенная свобода выбора (например, нормы этикета, как правило, нормы морали).
В процессе культургенеза некоторые формы культуры постепенно могут приобретать значение норм, в свою очередь некоторые культурные нормы утрачивать свою актуальность. Следует помнить, что любые нормы ограничены историческим временем, окружены допустимыми отклонениями. Нормы рассчитаны на типичные ситуации, реализуют социальные требования должного. В процессе творчества очень трудно, порой даже невозможно следовать жестким, навязанным извне нормам, поэтому искусство, например, значительно менее нормировано, нежели другие феномены, связанные с социальной жизнью (право, наука и т.д.).
Ценности культуры могут быть определены как результат различных видов деятельности человека, получивших общественное признание и ставших факторами культуры. Ценности – это значения вещей, явлений, событий и самих индивидов, формирующееся под воздействием жизненных и духовных устремлений людей. Согласно идеям американского социолога Н. Смелзера, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремится.
Ценности, как и нормы, являются «строительными лесами» культуры, с той лишь разницей, что норма есть общепринятый «усредненный» вариант, тогда как ценность связана с идеалами, лучшими образцами поведения и деятельности вообще, объединяет в своем значении для человека идеи истины, добра и красоты.
Ценности относительны, поскольку каждая эпоха, каждый индивид может по-разному относиться к ценностям, сформированным в обществе; кроме того, ценности подвержены переосмыслению. Процесс переосмысления ценностей характеризует развитие индивида и общества, изменение внутреннего смысла, заключенного в той или иной культурной ценности.
Процесс взаимоперехода норм, ценностей и идеалов общества может рассматриваться диалектически (т.е. как развивающийся во времени, исторически связывающий взаимопереходы норм и ценностей, их стремление к идеалам). Новые смыслы культуры обобщаются в ценностях, которые санкционируют общественное признание допущенных отклонений от норм и тем самым в свою очередь способствуют ускоренному превращению данных обоснованных отклонений в нормы, признанные обществом. Этот сложный процесс направляется соответствующими идеалами, которые в свою очередь при достижении искомых целей и результатов могут переосмысливаться.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?