9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
Хронологические рамки эпохи Просвещения определены столетием между Английской Буржуазной революцией (1689) и Великой Французской революцией (1789). Европейское просвещение – широкое идейное и общественно-культурное движение, которое заключалось в особом умонастроении, основанном на вере в прогресс человечества на основе разумного преобразования действительности в политической, экономической, духовной сферах. Отвечая на вопрос: «Что такое Просвещение?» (1784) Иммануил Кант отмечал, что Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим разумом без руководства со стороны кого-нибудь другого. Вера в человеческий разум, стремление освободить его от предрассудков изменили весь социокультурный строй ХVIII в. Специфику содержания эпохи Просвещения характеризуют следующие черты:
ориентация на социальный и нравственный идеал: деятели просвещения желали утвердить «царство разума» (недаром Просвещение называют веком разума), в котором люди были бы совершенными во всех отношениях, где бы восторжествовала гармония интересов свободного индивида и справедливого общества. Рационализм – основополагающая черта культуры эпохи Просвещения. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики. Рационализм просветителей предполагал возможность полного, исчерпывающего познания мира. Когда-нибудь все, что существует и может существовать, будет познано. Тогда человек будет способен полностью контролировать стихийные силы природы и все общественные процессы. При этом разум трактовался как общечеловеческая, универсальная способность. Люди могут по-разному чувствовать, переживать события своей жизни, но мыслят они – если мысль не отягощена предрассудками – принципиально одинаково. Поскольку разум одинаков у всех, люди, независимо от национальных, сословных и вероисповедных различий неизбежно придут к единому пониманию законов природы, общества и истории. А это значит, что результатом просвещения будет единообразное представление об идеальном типе человека, идеальном воспитании и идеальном общественном устройстве;
определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума». Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум», идея поступательного совершенствования человечества, определившая надолго развитие европейской цивилизации. История представлялась просветителям как арена борьбы добра и зла. При этом считалось, что количество добра постепенно возрастает, а количество зла уменьшается. Человек все глубже постигает себя и мир, все полнее овладевает стихийными силами природы и все сознательней использует их для максимального увеличения «суммы добра», «суммы счастья» для всех людей.
эпоха Просвещения характеризуется стремлением изменить человека, социальный и политический строй общества посредством просвещения, воспитания и образования масс. Предписывая все свойства человеческой натуры воздействию определенных обстоятельств или среды, просветители полагали, что можно создать такие условия существования, которые бы способствовали торжеству человеческих добродетелей. Идеалами эпохи стали свобода, равенство, братство, благосостояние и счастье людей;
для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены (как говорил Гельвеций, «воспитание может все, даже научить медведя танцевать»);
деизм – убеждение в том, что Бог создает Вселенную и не вмешивается впоследствии в дальнейшее ее развитие, которое подчинено естественному, закономерному ходу событий. Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к присущим христианству откровению и преданию, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум.
наука окончательно вошла в жизнь человека на равных с философией и религией. Научные знания, которые раньше были достоянием только узкого круга ученых, выходят за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждений в светских салонах. Создание французскими просветителями (во главе с Д. Дидро и Д Аламбером) «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780) говорит о стремлении полностью систематизировать знания человечества с целью их распространения в обществе и воспитания свободного в своих суждениях гражданина на основе этого полного свода знаний. Помимо Д. Дидро (который написал около 6000 статей) в составлении «Энциклопедии» участвовали люди различных философских и политических убеждений – ученые, писатели, врачи, инженеры, путешественники, знатоки мореплавания, военного дела и пр. Всего вышло 28 томов, из них 11 – иллюстрации и гравюры.
Приоритет в формировании просветительской идеологии принадлежал Англии. Идеологом английского просвещения стал Джон Локк (1632-1704). Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских идей Просвещения. Политические взгляды Локка связаны с теорией неотчуждаемых прав человека – право на жизнь, свободу, собственность. Широкое распространение получил сформулированный Локком принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.
Идеологами французского Просвещения были Монтескьё (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1712-1784). Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения — Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто не отстаивали атеистическое мировоззрение.
Идеологи основных масс буржуазии – Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах – в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм. Они отвергали также все формы религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм. Гольбах полагал, что религия есть ложь, «священная зараза», не покончив с которой нельзя разделаться с деспотизмом и насилием.
Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, требующий передачи власти от немногих всем. Правители, согласно Руссо, лишь уполномоченные народа, которых тот имеет право отозвать в любое время. Поэтому наследственное единовластие – самая извращенная форма правления. Идеал Руссо – небольшое государство, жители которого могут непосредственно на народных собраниях выражать свою волю и контролировать избранных ими правителей. Истинно демократический строй возможен лишь в нравственно совершенном обществе, которое воспитывает в своих гражданах чувство сердечной доброты, сострадательности и справедливости. Нравственное воспитание возможно там, где установлено имущественное равенство и запрещена роскошь. Выражая интересы городской и мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм — равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного народоправия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа. Руссо в отличие от большинства просветителей, видевших в развитии наук и искусств основу и критерии общественного прогресса, сформулировал вывод о том, что во все времена с подъемом наук и искусств деградировала нравственность, распространялись роскошь и извращенность нравов. Мыслитель отдавал предпочтение доцивилизованному, «естественному» состоянию людей, в котором человек живет свободной и гармоничной жизнью.
В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах, что привело к политическим переменам и в итоге потрясло государственные основы многих европейских стран. Результатом «века Разума» стала Великая французская революция 1789 г., провозгласившая в Декларации прав человека и гражданина, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Однако, несмотря на революционные изменения в политической жизни общества, обещанное просветителями «царство разума» обернулось торжеством буржуазии, равенство свелось к формальному равенству перед законом, свобода вылилась в свободу экономической эксплуатации.
Ныне подвергается серьезному сомнению выработанная в эпоху Просвещения идеология прогресса, которая породила важнейшие драмы нашего века – неумение контролировать ход научно-технического прогресса и двусмысленность самого этого прогресса.
В целом, для картины мира Нового времени была характерна безграничная вера в возможности человеческого разума как в познании природы, что привело к бурному развитию науки, так и в преобразовании политической и экономической жизни общества, что способствовало становлению идеалов равенства и свободы, частной собственности и предпринимательства. Новое время утвердило и новый идеал человека – автономного и свободного индивида, способного преобразовать природу, мир культуры и самого себя на основе разумного осмысления своих потребностей и желаний.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?