Основные доминанты культуры Нового времени.
Новое время - это культурно-историческая эпоха между Средневековьем и Новейшим временем, т.е. ХХ веком.
В политическом отношении XIX век стал эпохой оформления национальных государств, становления их самостоятельности, самоопределения, провозглашения их свободы, равенства, братства, привнесенными Великой Французской революцией 1789 года. В качестве основного носителя национальной воли выступали нация, народы в целом. Одновременно при этом оформлялись две опасные тенденции:
1. Акцент на возрождение национального сознания разжигал национализм и шовинизм.
2. Борьба за право наций на самоопределение превращало эту прекрасную идею в свою противоположность – стремление к углублению национальных меньшинств, к их ассимиляции.
Эти политические тенденции невозможно рассматривать вне контекста оформления политических течений, формирующихся в Европе после 1815 г. (период Реставрации). Они формировались в борьбе и полемике с консерватизмом. К ним относятся:
Либерализм – это политическое, идейное течение, означающее веру в прогресс, веру в возможность разумного, рационального устройства общества. Его требование – единого, правового государства, с подчинением власти демократической Конституции, включая принцип разделения властей.
Демократизм – на первое место ставит принцип равноправия и суверенитета народа, который является носителем власти в государстве.
Социализм – течение, которое причиной неравенства и несправедливости в государстве считает существование частной собственности: с целью достижения коммунистической, гуманистической фазы развития требует её уничтожения революционным путём.
Консерватизм – выступает за сохранение существующего порядка, общественных, политических, духовных отношений.
В экономической сфере Новое время связано со становлением и развитием в Европе капиталистических производственных отношений, перерастанием товарно-денежных отношений в рыночную систему хозяйствования. Европейская цивилизация вырывается вперед за счет откровенного грабежа других народов мира, в том числе и народов с древней культурой (Индия, Китай, Мексика, Северная Америка, Австралия).
Доминантой Нового времени является научная революция. Она позволяет сбросить с общества груз веков и тысячелетий, и сделать скачок в мир индустрии, техники, роста производства. От мануфактуры и прялки общество перешло к конвейерному производству и паровой машине Уатта, пароходу Фултона (1814), подземному железнодорожному метро в Лондоне (1863). Открытие Суэцкого канала в 1869 году соединило Красное и Средиземноморское море, сократив протяжённость морского пути от Европы в Азию и Австралию.
Инженерная мысль XVIII - XIX веков дала миру пар, электричество, телефон, телеграф, магнетизм, вулканизацию резины, порох. За этот период сделано 8527 научных открытий, которые позволили установить техническое господство над материей, временем и пространством.
Весьма заметной доминантой Нового времени являются глубокие социальные сдвиги в структуре общества. Прежние сословные перегородки феодализма разрушаются и выдвигаются совершенно новые классы:
буржуазия, выросшая из купцов, ростовщиков, мастеров, ремесленников.
новые дворяне- землевладельцы, использующие наемный труд, торговлю и предпринимательство.
наемные рабочие формируются из крестьян, потерявших землю, разорившихся ремесленников.
Урбанизация становится основой коллективного производства, небывалого роста городов, преобладающего их положения в экономической жизни общества.
Еще одной доминантой Нового времен является модернизация духовной сферы:
все сферы личной и общественной жизни освобождались из-под опеки религии и церкви, то есть шел процесс их обмирщения.
в искусстве и художественной культуре наметился отход от возвышенного, надуманного, идеального, исключительного к простому, соизмеримому с повседневной жизнью человека. Это отобразили художники Питер Брейгель (Нидерланды ), Рембранд (Нидерланды), Лоренцо Бернини (Италия), Пауль Рубенс (Фландрия, провинция Голландии), Ван Дейк (Франция), Франсуа Буше (Франция), Эль Греко (Испания), Диего Виласкес (Испания)Сезанн (Франция), Моне, Гоген, Ван Гог, Матисс, Ренуар, Сарьян (Франция), Пикассо (испанец, жил во Франции).
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры