logo search
Культур(пособ

9. 2. Наука как фе­номен культуры. Классическая наука Нового времени

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука представляет собой познание истины, технологию добычи истинного знания. Объектом научного исследования могут быть фрагменты природы, человек, общество в целом и т.п. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам.

Наука разделяется на множество отраслей знания, которые разли­чаются между собой тем, какую сторону действительности, срез реальности они изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т.д.

Отличительными чертами научного знания являются:

1. Объективность, общезначимость, безличность. В науке признается факт существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. Объективная истина выражается в научном знании в максимально очищенном от личных убеждений и предубеждений ученого виде.

2. Рациональность всех положений и выводов науки. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции и т.д. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений.

3. Воспроизводимость и проверяемость. Любой исследователь, воссоздав условия, в которых был получен какой-либо научный результат, может убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.

4. Логическая строгость, точность и однозначность, логическая взаимосвязь различных элементов научного знания. Часть научных знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями.

5. Критичность. Любое из положений науки должно быть «подсудно» человеческому разуму. Если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются.

Специфика научной деятельности заключается в том, что это, прежде всего исследовательская деятельность, направленная на получение нового научного знания. Наука использует особые средства деятельности – специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы, инструменты, экспериментальные установки.

Научная деятельность есть совместный труд ученых, она предполагает общение между нами, обмен мнениями, обсуждение результатов исследования. Существует профессиональная этика ученых, которая определяет, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Нормами научной деятельности считаются – бескорыстный поиск и отстаивание истины, ориентация на добычу нового знания. Категорически осуждается плагиат, когда ученый выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим за свои; преднамеренное искажение (фальсификация) данных наблюдения и эксперимента.

Как социальный институт наука представляет собой совокупность различных учреждений и организаций – научно-исследовательских институтов, лабораторий, где производится новое научное знание; учебных заведений, готовящих научные кадры. Важную роль играет система научных коммуникаций, обеспечивающая обмен информацией между учеными – научные издания, патентная служба, конференции.

Наука как социальный институт обеспечивает преемственность и развитие научного знания. Становление ученого предполагает усвоение научных знаний, языка науки, умение применять научные методы и средства для описания объективной реальности, освоение особой системы научных ценностей.

В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки (формируется в Древних цивилизациях) и науки в собственном смысле слова (с XVII в.). Конец XVI – начало XVII века – эпоха научной революции. Благодаря открытиям в астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей), физике (Ньютон) меняется представление о мире и оформляется классическая наука, для которой характерны:

Открытия в области естествознания, и, в частности, медико-биологических науках (патологической анатомии, гистологии, физиологии, эмбриологии, микробиологии) в незначительной степени способствовали развитию медицинской практики. Клиническая медицина с большим трудом осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей и мышлением врачей, которые до XIX века практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного.