9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука представляет собой познание истины, технологию добычи истинного знания. Объектом научного исследования могут быть фрагменты природы, человек, общество в целом и т.п. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам.
Наука разделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, срез реальности они изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т.д.
Отличительными чертами научного знания являются:
1. Объективность, общезначимость, безличность. В науке признается факт существования независимого от человека, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. Объективная истина выражается в научном знании в максимально очищенном от личных убеждений и предубеждений ученого виде.
2. Рациональность всех положений и выводов науки. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции и т.д. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений.
3. Воспроизводимость и проверяемость. Любой исследователь, воссоздав условия, в которых был получен какой-либо научный результат, может убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.
4. Логическая строгость, точность и однозначность, логическая взаимосвязь различных элементов научного знания. Часть научных знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями.
5. Критичность. Любое из положений науки должно быть «подсудно» человеческому разуму. Если ранее утвержденные истины не соответствуют современному анализу, они пересматриваются.
Специфика научной деятельности заключается в том, что это, прежде всего исследовательская деятельность, направленная на получение нового научного знания. Наука использует особые средства деятельности – специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы, инструменты, экспериментальные установки.
Научная деятельность есть совместный труд ученых, она предполагает общение между нами, обмен мнениями, обсуждение результатов исследования. Существует профессиональная этика ученых, которая определяет, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Нормами научной деятельности считаются – бескорыстный поиск и отстаивание истины, ориентация на добычу нового знания. Категорически осуждается плагиат, когда ученый выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим за свои; преднамеренное искажение (фальсификация) данных наблюдения и эксперимента.
Как социальный институт наука представляет собой совокупность различных учреждений и организаций – научно-исследовательских институтов, лабораторий, где производится новое научное знание; учебных заведений, готовящих научные кадры. Важную роль играет система научных коммуникаций, обеспечивающая обмен информацией между учеными – научные издания, патентная служба, конференции.
Наука как социальный институт обеспечивает преемственность и развитие научного знания. Становление ученого предполагает усвоение научных знаний, языка науки, умение применять научные методы и средства для описания объективной реальности, освоение особой системы научных ценностей.
В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки (формируется в Древних цивилизациях) и науки в собственном смысле слова (с XVII в.). Конец XVI – начало XVII века – эпоха научной революции. Благодаря открытиям в астрономии (Коперник, Кеплер, Галилей), физике (Ньютон) меняется представление о мире и оформляется классическая наука, для которой характерны:
стремление к нахождению абсолютных и окончательных истин, которые уже не могут быть пересмотрены последующими исследованиями;
создание экспериментального метода познания; установка на ценность рационализма (приоритета в познании сил разума) и достоверного знания неизбежно выдвигала на первый план значимость опытного, экспериментального исследования (научная революция рождает ученого-экспериментатора, эксперименты которого становятся все более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания);
идеалом научной теории была классическая механика; любое явление должно было быть объясняемо с помощью представлений и принципов механики; механическая картина мира предполагает принцип элементаризма (всё состоит из неделимых, твёрдых частиц), редукционизма (свойства любой системы выводимы из свойств элементов системы), детерминизма (мир – это часовой механизм, в котором все связано и причинно обусловленно), обратимости законов природы (кем-то запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, неизменяющимся законам, а человек способен познавать эти законы, и, следовательно, познавать абсолютную истину);
институализация научной деятельности; проникновение научной мысли в образовательные учреждения; появление дисциплинарности как способа разделения труда в науке. Идея методологически регулируемого и контролируемого знания стимулировала создание новых социальных институтов – научных академий, лабораторий, международных контактов ученых. Всего того, что получит название «республики ученых» и превратит науку в социально-значимое явление. (В 1662 г. было создано Лондонское Королевское общество в Англии, 1635 г. – Академия наук в Париже. Основание этих учреждений положило начало институтам, определяющим научные нормы и осуществляющим социальный контроль за их соблюдением).
Открытия в области естествознания, и, в частности, медико-биологических науках (патологической анатомии, гистологии, физиологии, эмбриологии, микробиологии) в незначительной степени способствовали развитию медицинской практики. Клиническая медицина с большим трудом осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей и мышлением врачей, которые до XIX века практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного.
- Культурология
- Раздел I. Понятие культуры. Основные этапы культурного развития человечества
- Глава 1. Предмет и основные понятия культурологического знания
- 1. 1. Становление и развитие культурологического знания. Культурология как интегративная дисциплина
- 1. 2. Понятие культуры. Культура как пространство смысла
- 1.3. Семиотическое поле культуры
- 1.4. Понятие культурной динамики
- 1.5. Понятие типологии культуры
- Глава 2. Первобытная культура
- 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
- 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы
- 2.3. Особенности первобытного искусства
- Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
- 3.1. Культура Месопотамии
- 3.2. Культура Древнего Египта
- 3.3. Культура Древней Индии
- Глава 4. Античная культура
- 1.1. Древнегреческая культура
- 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
- 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
- 4.1.3. Древнегреческая мифология
- 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
- 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
- 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
- 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
- 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
- 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
- Глава 5. Христианство
- Возникновение христианства
- 5.2 Вселенские соборы.
- 5.3 Условия и причины раскола христианства
- 5.4 Особенности православного вероучения и культа.
- ГЛава 6. Культура Византии
- 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
- 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
- 6.3. Художественная культура Византии.
- Глава 7. Культура западноевропейского средневековья
- 7. 1. Периоды развития культуры западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
- 7. 2. Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
- 7.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
- 7. 4. Романский и готический стиль в средневековой культуре
- Глава 8. Культура эпохи Возрождения и Реформации
- 8. 1. Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
- 8.2. Гуманизм эпохи Возрождения
- 8.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
- Искусство Итальянского Возрождения
- Искусство Северного Возрождения
- 4. Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
- 8. 5. Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
- Глава 9. Европейская культура нового времени
- 9.1. Картина мира Нового времени. Становление рационалистического мировоззрения
- 9. 2. Наука как феномен культуры. Классическая наука Нового времени
- 9. 3. Особенности культуры эпохи Просвещения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 10. Стили и направления в искусстве нового времени
- 10. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
- 10. 2. Эстетизм рококо
- 10. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
- 10. 4. Реалистические тенденции в культуре Нового времени
- 10.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 11. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
- Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
- Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
- Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
- 11.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
- Глава 12. Культура восточных славян
- Языческая культура восточных славян
- 12.2. Христианизация восточных славян
- 12.3. Развитие художественной культуры Киевской Руси
- 12.4. Культура периода золотоордынского ига
- Глава 13. Русская культура
- 13.1. Культура Московского государства
- 13.2. Культура Петербургского периода
- 13.3. Золотой век русской культуры
- Глава 14. Особенности БелорусскОй культурЫ
- 14.1. Особенности формирования культуры Беларуси. Христианизация белорусской культуры
- 14.2. Культура Беларуси эпохи Возрождения и Просвещения (XVI – XVIII вв.)
- 14.3. Белорусская культура х1х- нач. Хх вв.
- Глава 15. Культура советского периода
- Особенности советской культуры
- 15.2. Культура послереволюционной России
- 15.3. Советская культура военного и послевоенного периодов
- 15.4. «Официальная» и «неофициальная» культура 70‑80-х годов XX века
- 15.5. Культурное развитие Беларуси в советский и постсоветский периоды
- Культура Беларуси в постсоветский период
- Глава 16. Развитие современной белорусской культуры. Основные тенденции развития славянской культуры
- 16.1. Парадигма развития белорусской культуры
- 16.2. Образование в системе современной белорусской культуры
- 16.3. Тенденции развития славянской культуры. Взаимодействие и диалог культур
- Раздел 3. Основы современной культуры
- Глава 17. Основные тенденции развития культуры в хх веке
- 17.1. Картина мира и мировоззренческие проблемы культуры хх века
- 2. Проблема массовости и элитарности в современной культуре
- Роль средств массовой коммуникации (смк) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием
- 4. Хх век и социально-культурное расслоение общества: субкультуры, контркультуры, маргинальные культурные образования
- Глава 18. Модернизм и постмодернизм в современной культуре
- 18. 1. Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
- 18.2. Ситуация постмодерна в культуре конца хх в.
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Глава 19 (вместо заключения). Современный мир: глобализация или столкновение цивилизаций?